На прошлой неделе в Госсобрание РБ состоялся круглый стол, посвященный вопросам защиты медицинских работников при осуществлении их профессиональной деятельности. Практически в каждом выступлении звучало, что врачи не защищены, в стране нет системы страхования ответственности. О том, каким видит государственную защиту медиков, мы беседуем с председателем Республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Раулем Халфиным.
- С какими предложениями вышел профсоюз к законодателям?
- Необходимо создать механизм объективного разбирательства случаев неблагоприятного исхода лечения и компенсации пациентам. Без экспертной комиссии, которая не только будет разбирать каждый конкретный случай, но и заниматься профилактикой, направлять медработников, допустивших дефекты на обучение или даже на внеочередную аккредитацию, вести реестр медработников, допустивших дефекты, проблему не решить. В то же время, надо понимать, что неблагоприятный исход лечение это не всегда ответственность только врача – многое зависит от наличия соответствующего оборудования, квалифицированных специалистов, лекарств в больнице, а это во многом ответственность работодателя. Поэтому работа экспертной комиссии будет направлена, в том числе, на повышение качества медицинской помощи в Башкирии. Независимый экспертный совет, куда войдут ведущие внештатные эксперты республики, должен будет объективно установить причину неблагоприятного исхода лечения, определить сумму компенсации пациентам.
- То есть, договариваться с пострадавшими? Жалобы о некачественном лечении захлестнут экспертную комиссию. Ведь не секрет: стоит через суд получить компенсацию с больницы, тут же пациенты подают второй, третий иск. В Башкирии врачебное сообщество заговорило о потребительском экстремизме.
- Для этого необходимо создавать механизм медиации. Большинство обращений должно рассматриваться на уровне больницы и страховых компаний. Только сложные случаи, подпадающие под действие Уголовного кодекса, необходимо рассматривать экспертной комиссией.
Практика работы правового отдела профсоюза по участию в гражданских делах о возмещение ущерба по искам пациентов показала, что при досудебном урегулировании конфликта существенно сокращаются расходы здравоохранения. Во-первых, за счет исключения издержек, связанных с судебными процессами: услуги адвоката и проведение судмедэкспертизы - в среднем около 100 тыс. руб. Во-вторых, за счет снижения сумм денежных компенсаций. Чтобы сохранить время и нервы пациенты зачастую готовы на существенное снижение сумм компенсации морального вреда. В спорных случаях определить размер компенсации, степень ответственности врача и медицинской организации должна экспертная комиссия. Если пациент не согласен с заключением профессионального сообщества - его право подавать в суд.
- У профсоюза есть опыт защиты врачей и больниц по искам пациентов?
- Республиканская организация профсоюза работников здравоохранения в 2014 году создала фонд «Защита. Гарантии. Солидарность» как правозащитный механизм. В системе Профсоюза работников здравоохранения РФ мы единственная организация, которая защищает медиков и компенсирует им расходы по искам пациентов. Защищая медиков, за 5 лет юристы профсоюза приняли участие в 178 гражданских и уголовных делах. Завершено 115 гражданских дел, в 30 случаях полностью отказано в исковых требованиях. Первоначальный размер исковых требований пациентов к медицинским организациям снижен с 283,2 млн. до 27 млн. рублей, более чем в 10 раз. Медикам, членам профсоюза, выплачена компенсация на услуги адвоката и регрессные иски в 2019 году в размере 697,4 тысячи рублей.
В рамках деятельности профсоюза мы взяли на себя, по сути, функцию страхования от профессиональных рисков. Финансирование деятельности осуществляется за счет целевых отчислений Рескома профсоюза и отчислений первичных организаций. Сами медорганизации не несут никаких финансовых затрат. Это дает уверенность врачу, что его поддержат в трудной ситуации, а больницам – существенное снижение потерь в бюджете из-за иска.
Проделана большая работа, накоплен уникальный опыт, но страхование ответственности медработников за счет работодателя предусмотрено федеральным законом, не надо перекладывать его на врачей. Нужно дополнительное бюджетное финансирование, иные механизмы профанируют саму идею государственной защиты медиков.
- На круглом столе в Курултае приводили пример Татарстана, где врачей «группы риска» - хирургов, акушеров-гинекологов, реаниматологов, косметологов, стоматологов застраховали от профессиональных рисков.
- Насколько мне известно, в Татарстане 50% стоимость страховки оплачивает врач, 50% Ассоциация хирургов, бюджетных денег на финансирования страхования ответственности медиков также нет. Необходимо более тщательно собрать статистику выплат по искам пациентов, рассмотреть опыт других регионов. Кого страховать – всех медиков или только врачей, как страховать – через страховые компании или создав внутриотраслевой резервный фонд для прямых выплат пациентам. Если использовать страховые компании, то четко оговаривать условия их работы. Например, фиксированный процент доходности (10-15%) от суммы возмещений, предусмотреть возможность корректировки стоимости договора страхования в течение страхового периода, либо перехода невыплаченных сумм на следующий страховой период. Самостоятельное страхование медицинскими организациями без дополнительного финансирования затратно и не всегда эффективно. В этом плане создание внутриотраслевого фонда для выплат пациентам, например, при Минфине более эффективный механизм. В любом случае, необходимо выделение дополнительного бюджетного финансирования для страхования ответственности и жизни медработников.
- Кто сейчас оплачивает компенсации пациентам по судебным решениям?
- В бюджете медицинских организаций эти расходы не предусмотрены, ФОМС не компенсирует расходы по искам пациентов, по решению суда больница оплачивает истцам из фонда оплаты труда - других статей расходов у главных врачей просто нет. Как сказал Министр здравоохранения Максим Забелин на круглом столе, если страховать ответственность за счет медиков – им нужно повышать зарплату, если за счет медицинских организаций – выделять дополнительное финансирование, потому что своих денег у ЦРБ нет.
О проблеме говорят уже 10 лет на разных уровнях, Республиканская организация профсоюза выработала свой механизм защиты от профессиональных рисков и компенсации по искам пациентов членам профсоюза. Есть опыт досудебного урегулирования. Но решать проблему надо в комплексе, в том числе в части защиты медиков от нападений и ущерба их здоровью.
- Насколько актуальна проблема страхования жизни медиков при травмах и профзаболеваниях?
- Судите сами. На сотрудников правоохранительных органов, МЧС распространяется дополнительное государственное страхование. При гибели сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей семье погибшего выплачивается 3 000 000 рублей, при получении увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы – 2 000 000 рублей. Медик застрахован только в рамках Фонда социального страхования, никакого дополнительного государственного страхования ему не предусмотрено. Но ведь работа медика, как другой экстренной службы «01», «02» связана с объективным риском, высокими физическими и моральными нагрузками. Безусловно, надо решать вопросы повышения качества медицинской помощи. Но и медиков надо поддержать, помочь не только в решении проблемы страхования, их социально- бытовых вопросов, оздоровлении, но и восстановлении позитивного имиджа профессии, в которой трудятся тысячи замечательных, преданных профессии специалистов.