До пандемии основным местом работы 30-летнего врача общей практики Ильдуса Салемгареева была врачебно-фельдшерская амбулатория в селе Метевбашево при поликлинике Белебеевской ЦРБ, также он занимал должность кардиолога в стационаре и брал дежурства как терапевт. Во время одного из таких дежурств он неожиданно для себя вступил в настоящую войну с COVID-19.
…В лечебное учреждение поступил пациент, прибывший из РКБ, и пока готовились его анализы, он успел заразить других. Руководству больницы пришлось принимать срочные меры и разворачивать настоящий противокоронавирусный фронт. Главврач попросил Салемгареева остаться на только что организованной первой вахте лечения заражённых больных. Ильдус Ильдарович согласился – и так оказался в первых рядах сражающихся с коронавирусом. Вместе с ним две недели плечом к плечу работал терапевт Улугмурат Наркузиев. По сути, они вдвоем развернули работу настоящего ковидгоспиталя. Затем к ним присоединились сотрудники кардиологического отделения.
Сначала на вахте работало 16 сотрудников, к её концу вместе со средним и младшим медицинским персоналом было уже 30 человек. Потом организовали второе отделение, провизорное, в котором находились предположительно заражённые. Если факт инфицирования выявлялся, то таких больных переводили в инфекционное отделение. Всего их было организовано четыре. Ильдус Ильдарович вёл больных и с пневмонией, и с коронавирусом. К тому же надо было обучить работе с пациентами с COVID-19 персонал (который так же, как он, придя на одну смену, остался на две недели).
Об особенностях коронавируса Ильдус Салемгареев говорит, что это крайне тяжёлая новая болезнь, для которой нет специфического лечения. Больные трудно поддаются терапии: как правило, только на 10-12 день появлялась положительная динамика. Заболевание может вспыхнуть за 2-3 дня, развиваются дыхательная недостаточность, лихорадка, головные боли, кожные проявления, нарушается обоняние, обостряются хронические заболевания, пропадает аппетит. Очень тяжело коронавирусную инфекцию переносят люди пожилого возраста, ещё тяжелее тем, у кого диагностирован сахарный диабет.
В буднях фронта с COVID-19 в многокомпонентных защитных костюмах врачам было сложно слушать и пальпировать пациентов. Определённые трудности вызывал процесс надевания и снятия спецодежды. От частого мытья на коже появлялось раздражение, от постоянного кварцевания медработники получали ожоги роговицы глаз. После обхода больных через санпропускник и сложную систему промежуточных помещений доктора проходили в чистую зону, где работа продолжалась уже с документами. График был особый: работали сутки через сутки. Чтобы не оставлять пациентов одних, отдыхали по очереди, если, конечно, можно назвать отдыхом нахождение рядом со смертоносной инфекцией. От недосыпания и стресса Салемгареев похудел на 6 килограммов.
У медсестёр от постоянного напряжения иногда возникала паника. Это вполне объяснимо, потому что у многих дома остались семьи с детьми. Позднее средний медицинский персонал перевели на 8-часовой режим работы. Под угрозой оказались сотрудники старше 65 лет, и эту проблему тоже надо было решать. Коронавирус не обошёл работников Белебеевской ЦРБ, заразились и врачи, и медсёстры. Но тяжелее всего было психологически.
На первоначальной стадии борьбы с COVID-19 большую трудность представляло прохождение процедуры компьютерной томографии, поскольку обследование проводилось в чистой зоне, где находились обычные пациенты. Пришлось выстраивать целый алгоритм транспортировки больного на КТ, который включал в себя обязательную обработку оборудования и помещений. Но потом проблему решили, алгоритм выработали – и крайне важный в диагностике процесс наладили.
Находясь на ковидной вахте, Ильдус всегда оставался на связи. За него переживали все – друзья, знакомые, родные. Все предлагали помощь (в частности, обеспечить медиков защитными костюмами помогли спонсоры).
По мнению Ильдуса Салемгареева, COVID-19 вовсе не биологическое оружие, а чума XXI века. Это вирус, благодаря которому люди начали уважать врачей, учителей, стали гуманнее. В этом оказались положительные моменты пандемии. А ещё она показала, что мир не готов к такой атаке. У Ильдуса Илдаровича есть коллеги в Испании, Бельгии, с которыми он обменивается информацией и опытом. Там применяют такие же лекарства, но более доступна диагностика, больше методов обследования и лечения. Здесь же угнетала неизвестность, так как долго делались мазки, хотя они не дают 100% результата, что человек не заражён. Поэтому больных лечили без лабораторных данных как ковидных. Для Салемгареева это колоссальный опыт, впрочем, как и для любого доктора, оказавшегося один на один в окопе войны с коронавирусом. Ильдус Ильдарович надеется, что к осени изобретут вакцину, выработается стратегия и тактика борьбы с COVID-19 и болезнь будет протекать в более лёгкой форме, не так, как сейчас.
Кроме своей теперь уже героической профессии в обычной жизни Ильдус Салемгареев посвящает себя общественной деятельности. Ещё в 2011 году во время работы медбратом в РКБ вступил в профсоюз. В Белебее три года назад он стал председателем молодёжного совета профсоюзной организации и курирует в нём все вопросы, связанные с медициной и здравоохранением. В своей деятельности профактивиста в зависимости для решения проблем местного уровня Ильдус Ильдарович подключает республиканские и федеральные органы. Большое место занимает работа с общественностью – люди к нему обращаются, когда не могут попасть к врачам. Вместе с полицейскими он участвует в рейдах по соблюдению правил продажи алкоголя и табака, ликвидации точек по продаже снюсов, проверке магазинов, баров, кальянных.
С большой теплотой и благодарностью Ильдус Салемгареев отзывается о своих наставниках. Кардиология его привлекала ещё со студенческой скамьи. Настоящую искру в его сердце чтобы лечить сердца других зажёг, помог и всему научил заведующий кардиологическим отделением Альфир Давлетов. Научила общаться с пациентами заведующая терапевтическим отделением Ирина Винайко. Обращался за советом и лично по вопросам организации здравоохранения к главному врачу Рустему Ишмурзину, который открыт для общения в любое время дня и ночи. Заведующий реанимацией Фазыл Хайбуллин помогал в плане ведения тяжёлых больных и использования малоинвазивных методов лечения.
Но в ковидном отделении пришлось работать уже без наставников, там Ильдус Ильдарович сам стал наставником для молодых, учил их работать в экстремальных условиях. К сожалению, молодых специалистов в их учреждении сейчас мало, больше старших коллег. И думается, что это не только из-за зарплаты медиков. Что касается денег, положенных за первый бой с коронавирусом, Ильдару Салемгарееву их выплатили. Но такие ли уж это большие деньги за прямой риск не только здоровью, но и жизни? В интернете появляются сообщения о тех, кто отступил от борьбы с коронавирусом. Ильдус Ильдарович не осуждает коллег, ведь у каждого своя психика, многое зависит от уровня сознания, дисциплины, сопереживания. Врачи на вахте терпят трудности, после которых предстоит ещё две недели нахождения в обсервации.
К моменту выхода номера врач-кардиолог Ильдус Салемгареев должен был снова выйти на битву с коронавирусом на свою новую двухнедельную вахту. В Белебеевской ЦРБ она уже четвёртая. Сейчас там работа уже организована и противостоять COVID-19 будет проще. А дома доктора Салемгареева останутся ждать супруга, тоже врач, и дочка, которой всего три годика. А ещё в декабре заканчивается его участие в программе «Земский доктор» – и он строит дом, в котором будет жить со своей семьёй.
Альбина ИСХАКОВА