Без паспорта. Без денег. Без надежды…
Именно так прожила 2020 год героиня нашего материала.
Вот чем закончился для работницы Республиканской станции переливания крови Муниры Каримовой банальный поход в паспортный стол. Достигнув в феврале 2020 года возраста 45 лет, она, как законопослушная гражданка, тут же направилась менять паспорт. А в итоге после общения со строгими чиновниками оказалась без документов и обрела звание апатрида – человека без гражданства. Да ещё и с перспективой проведения полной проверки, поскольку она являлась уроженкой Узбекской ССР.
Начиналось всё в далёком уже 1992 году, когда 17-летняя гражданка Советского Союза прибыла на историческую родину из резко переставшего быть гостеприимным Узбекистана… Девочка приехала к тёте в Уфу, прописалась и сразу устроилась на работу санитаркой в инфекционное отделение 18-й больницы, где и отработала 5 лет.
Жизнь шла. За прошедшие 28 лет Мунира успела дважды получить паспорт гражданина РФ, ей было торжественно вручено свидетельство о браке с гражданином РФ, пару раз она поменяла загранпаспорт, получила диплом, водительские права, свидетельства о рождении двух детей, – и ни разу проблем не возникало! А тут в паспортном столе вдруг оказалось, что сотрудники миграционной службы почти 30 лет назад неверно оформили какие-то там свои внутренние учётные формы. Но виновата ли женщина в том, что сотрудники Управления по вопросам миграции МВД по Уфе несколько десяткой лет назад ошиблись и неправильно выполнили свою работу?
После того как первый шок прошёл, Мунира решила защищаться – и в мае 2020 года подала в суд иск о признании неправомерными действий миграционной службы по аннулированию её паспорта. 30 июня Дёмский райсуд г. Уфы вынес решение об отказе в удовлетворении иска. Верховный суд РБ отменил это решение. Но отнюдь не потому, что разделял позицию Муниры, а потому лишь, что Мунира неверно указала сторону ответчика, которым должно было стать МВД РФ по РБ, а не миграционная служба, являющаяся лишь его подразделением. Дело застопорилось. Чиновники предложили женщине сгонять в Москву к Путину – пусть, мол, он лично разбирается, раз ты такая активная. Не имея документов, Мунира смогла добраться до Москвы, где уже тамошние чиновники высказали в адрес местных недоумение (мягко говоря), и отправили искательницу правды обратно. Круг замкнулся. Женщина была в отчаянии: сложно биться в широко закрытые двери и нигде не находить участия… Спасала только работа. Мунира трудится на станции переливании крови, где занимается заготовкой плазмы для ковидных больных.
Правда, работала она в прошлом году без зарплаты. Сами понимаете: поскольку у неё заблокировали все документы, то автоматически заблокировали и счета, и теперь она не могла снять зарплату с карточки; у неё приостановили отчисления в Пенсионный фонд; загранпаспорт также был заблокирован; заболев ковидом, она не могла уйти на больничный без документов; она не могла выйти на больничный по уходу за детьми, а затем и заболевшей ковидом 85-летней матери – инвалида 2 группы… Потом, когда в октябре мама умерла, даже свидетельство о её смерти выправляли родственники, поскольку дочь фактически являлась «никем». Да и похоронить достойно маму было не на что, ведь, напомню, Мунира хоть всё это время и продолжала трудиться, но зарплату с заблокированного счёта получить не могла, поэтому с двумя малолетними детьми они вынужденно жили на мамину пенсию…
Вспоминая все эти перипетии, Мунира снова начинает рыдать. Смотришь на неё и думаешь: вот мы говорим, что 2020 год был для нас тяжёлым. А каким же он стал для этой женщины? Даже поставить себя на её место страшно! Вот в один из таких наполненных безнадёгой и отчаянием дней Мунира сидела на работе и плакала. Председатель профкома Луиза Абсалямова заметила, что с сотрудницей творится неладное, и, выспросив про всё, рекомендовала ей обратиться к профсоюзным юристам. К делу сразу же подключился юрист РОБ профсоюза здравоохранения РФ Илья Дмитриев. Ему пришлось и с чиновниками повоевать, и на судебные заседания истицу сопровождать, бороться за её даже не трудовые, а гражданские права.
– Дело было непростым и, так скажем, неспецифичным для работы профсоюзных юристов, но мы добились положительного решения: Дёмский районный суд на заседании, прошедшем 27 января текущего года, принял решение восстановить гражданство РФ Муниры Ринатовны, сохранить статус гражданки РФ и обменять её старый паспорт на новенький документ гражданина РФ, – подытоживает Илья Дмитриев.
А Мунира Каримова добавляет:
– Я благодарна профсоюзу, который помог мне, когда я уже разуверилась в возможности добиться правды. Большое спасибо Илье Дмитриеву, который защитил мой трудовой, пенсионный стаж, которые я могла потерять, если бы восстанавливала гражданство с нуля, как мне, как «нелегальной мигрантке», предлагали сделать. Сколько я всего пережила! Чего только стоит постоянный стресс от висевшей надо мной угрозы принудительной депортации из страны: как я боялась, что дети останутся одни! Да и куда бы меня депортировали, если гражданства Узбекистана у меня никогда не было?!
Илья Андреевич взялся за моё дело, помог дойти до конца, защищая мои интересы и в Верховном суде, и в районном. Теперь я знаю, что профсоюзные юристы всегда придут на помощь к члену профсоюза, что им по силам распутать самый сложный клубок проблем!
Ирина ЛЕВЧУК.