29 лет назад, сразу после окончания медучилища, Наталья Акульшина пришла в Стерлитамакскую психиатрическую больницу рядовой медседстрой – и влилась в состав профактива. Первичную профсоюзную организацию она возглавила в 2009 году, В 2019 году избрана заместителем председателя Стерлитамакской городской профсоюзной организации. Почему изначально попала в профком, может ответить чётко: всегда рубила правду-матку в глаза, не оглядываясь на должности, особенно по молодости. Если вопрос был принципиален, то понимала, что уступать нельзя: ведь за ней стояли члены профсоюза.
Шли годы, менялись должности: трудилась старшей медсестрой в приёмном покое, потом выучилась на медицинского психолога. От этой работы (особенно, когда удаётся выявить у пациента какое-либо пограничное состояние), признаётся, получает большое удовлетворение. Не меньшее удовлетворение приносит и общественная нагрузка.
Когда Наталья Акульшина возглавила ППО, профсоюзное членство составляло 87%, и отношение к профсоюзам было, вспоминает, очень негативным: «Кто вы такие? Что вы можете? Зачем вы нужны?» – спрашивали сотрудники. И активная председатель принялась доказывать нужность и важность профсоюза. Вспоминает, что сумели настоять на своём при проведении СОУТ. Хоть и возникали большие разногласия в необходимости выплат 25%, но «сделали как положено», говорит Наталья Акульшина. И народ увидел, что профсоюз имеет силу, может настоять на своём и послужить на пользу работникам. В коллективе сегодня заняты более 320 сотрудников. 100%-ного членства в профсоюзе добились не сразу, а на протяжении всех 13 лет работы. Люди ценят честность, открытость, принципиальность, их нельзя разочаровывать, поэтому, пообещав разобраться в деле, нужно обязательно выполнять обещание, – таков принцип работы профкома.
Наталья Николаевна признаётся, что помогала даже и не членам профсоюза. Единственное правило, которому председатель ППО не изменяла, было таким – в денежном выражении помощи не будет: это только для своих, для работников, которые платят взносы. А вот проконсультировать, выслушать, помочь советом – пожалуйста!
Примеров много. Например, выезды на природу ко Дню медицинского работника, которые организуются за счёт профсоюза и силами профактива. Но выезжает-то весь коллектив! Поэтому не члены профсоюза должны были сдавать небольшую сумму (около 200 рублей): члены профсоюза вовсе не обязаны выступать спонсорами тех, кто, занимая другую позицию, тоже хочет развлекаться и отдыхать.
– Разумеется, материальная поддержка членов профсоюза также очень важна, – рассказывает председатель ППО. – Важно и соблюдение трудовых прав. Когда член профсоюза обращается к нам, мы идём к главному врачу, снимаем вопросы. Я не считаю, что должна по-любому защищать члена профсоюза, даже если он 100 раз неправ! Так не бывает: должна быть справедливость. Если она нарушена, то разыщем необходимые документы, приведём резоны, но добьёмся своего!
Люди разделяют запрос на справедливость, понимают, что профсоюз поможет рассудить и защитить правду. Поэтому доверяют своему председателю.
Главврач больницы Сергей Бойков не всегда сразу соглашается с мнением профсоюза. Поэтому свою позицию председатель ППО подкрепляет фактами, аргументирует её документами. Главврач же всегда выслушает все точки зрения, соберёт представителей всех сторон конфликта или проблемы, а затем предложит альтернативы, сделает свои выводы. И, отмечает Наталья Акульшина, эти выводы совпадают с позицией профсоюзной стороны. В итоге возникает конструктивное сотрудничество, профсоюзу доверяют решать важные и сложные задачи.
Профсоюз – это и про объединение людей. Он старается привлечь сотрудников к совместной деятельности, будь то спортивные соревнования или массовые праздники. И эти репетиции, подготовка к праздникам, как стала замечать председатель ППО, тоже привлекают людей. Это повод собраться вместе в неформальной обстановке, побалагурить, показать свои таланты, раскрыться не только с профессиональной стороны. Да и выступать со сцены многим нравится. Активные участники-организаторы получают денежные бонусы от профсоюза.
Для многих председателей ППО вопрос профчленства – больная тема. Вроде, и есть внутренние резервы на его рост – но люди не идут.
Наталья Акульшина признаётся:
– Я не думала, что получится довести уровень профчленства до 100%. Но сегодня коллектив понимает, что такое профсоюз, главврач тоже занимает чёткую позицию. Новые люди приходят и спрашивают: «А можно заявление в профсоюз написать?» Я приглашаю их к себе, рассказываю про колдоговор, про гарантии, мероприятия, уточняю, что они умеют, какими талантами обладают, интересуюсь, есть ли у них детки, какого возраста, нуждаются ли они в лечении, санаторном, летнем отдыхе.
Кстати, об отдыхе. Как вы знаете, профсоюз теперь не занимается организацией детского отдыха. Но, как оказалось, не всем родителям под силу пробиться на сайтах и загрузить все необходимые документы. Председатель делает это легко и непринуждённо – привыкла, все «тонкие» места знает. Если работникам нужна юридическая поддержка, то они также обращаются в профком: его бухгалтер Ольга Егорова учится на юриста, а потому вполне может проконсультировать работников. Отправляет первичка работников и на консультации к Азату Курбангалееву, с помощью которого несколько работников смогли восстановить стаж в споре с Пенсионным фондом.
Один в поле не воин – и председателю ППО помогают профорги, избранные в 11 структурных подразделениях. Они работают на местах, доносят до членов своих коллективов всю важную информацию.
Записывайте итоговый рецепт от доктора Натальи Акульшиной: чтобы быть успешным, профсоюз должен быть единым, активным, работающим для людей и – главное – вкладывающим во все свои дела душу.
Ирина ЛЕВЧУК.