Наверное, не ошибусь, если назову старшего врача Орджоникидзевской подстанции Скорой помощи Альфрита Суфияновича Хафизова последним из Могикан. Только взглянув на больного он отличит почечную колику от желудочного кровотечения, инфаркт от инсульта. Вообще он – счастливый человек: за плечами 39 лет трудового стажа и десятки спасенных жизней. Большинство из них даже не знают о замечательном докторе, ведь находились без сознания. Но есть и те, кто отыскал, созвонился и поблагодарил. Еще реже – встретился лично.
«Мы работаем не ради этого, для нас самая большая радость, когда тяжелый пациент выжил», - говорит Альфрит Суфиянович. Но конечно, не обходится и без летальных случаев, и тогда, понимая, что в этой ситуации был бессилен, врач все равно пропускает эту боль через себя. Но вот опять вызов, и снова сложный случай, но в этот раз – победа. И все встает на свои места.
Настоящего врача можно узнать по голосу. Когда я позвонила, Альфрит Суфиянович не раздумывая ответил на незнакомый звонок с готовностью: «Да, кто это? Что случилось?». За годы врачебной практики накопилось столько знакомых, у которых конечно всегда проблемы со здоровьем, что беспокоят то и дело. И наверняка на вопрос: «Есть контакты хорошего доктора»? Какой-нибудь из бывших пациентов говорит: «Есть, только не говорите, что я дал телефон!». Вообще Хафизов привык с юмором относится к жизни и со спокойным оптимизмом: чему быть, того не миновать, а врачу скорой помощи без самоиронии нельзя.
Какие проблемы у сегодняшней Скорой помощи?
Бывают и такие вызовы: плохо человеку на душе, а он один. Хочется кому-нибудь излить душу, а некому. И... человек набирает 112. Чаще всего на этом месте оказывается одинокая бабушка: дедушка удовлетворился бы стопочкой.
- Скорая - не жилетка, в которую можно поплакать, это экстренное оказание медицинской помощи, - говорит жестко Альфрит Суфиянович. - Нас должны вызывать только при состоянии, которое угрожает жизни.
Скорая приедет на несчастный случай (перелом, вывих, утопление, ожог, обморожение, тепловой удар, ранение), когда нужна срочная хирургическая или терапевтическая помощь (внезапная потеря сознания, паралич, острая боль в сердце, роды), в случае аварии или ДТП. Однако нередко приходится выезжать на пищевые отравления, боли у онкобольных или ухудшение состояния больных с хроническими заболеваниями, температурой. Уфимцы должны быть более ответственны и понимать, что в этом случае они забирают себе ценные минуты, предназначенные для более тяжелых больных.
И это еще не все. Звонки на 112 поступают в диспетчерскую, где первоначально расспросят о возрасте, симптомах, причине вызова. И здесь возможен обман. По статистике необоснованных вызовов - более 2/3 по причине истерик, перепоев, икоты, похмелья и прочих «радостей». По-существу за подобные вызовы положен штраф, но обычно «мнимые больные» прощаются.
Есть и такая проблема, которой поделился старший врач.
Сейчас Скорая прекрасно оснащена: дефибрилляторы, кислородные баллоны, портативные аппараты ИВЛ, ЭКГ, но врачам и фельдшерам не достает опыта.
- Мы буквально молимся на двоих коллег, которые почти по 20 лет отработали на выездах. Приходят молодые ребята и девчата, которых нужно обучить. Собственно я этим и занимаюсь, - говорит он. - Нужно правильно поздороваться, соблюдать субардинацию, обязательно помыть руки. Вместе с ними выезжаю, консультирую и решаю подойдет человек или нет. И здесь для меня не столько важен диплом, сколько стержень, характер и отношение к нашему непростому ремеслу.
Ну а Альфриту Суфияновичу, конечно, опыта не занимать: он работал педиатром, в реанимации, а на скорой – в самые тревожные 90-е, когда на криминальных разборках были и огнестрельные, и ножевые. Порой выручало только то, что он – мастер спорта по дзюдо. К сожалению, в те времена были и убийства фельдшеров скорой.
- Да, есть что вспомнить, – говорит доктор. – Помню, вызвали под вымышленным предлогом в цыганские дворы. Захожу в квартиру, а там уже ждут. У «больных» ломка, требуют наркотические средства. Быстро оцениваю ситуацию, но виду не подаю. «Хорошо, хорошо, ребята, все будет!» делаю отвлекающий маневр и выбегаю с чемоданчиком, сбив с ног одного, кто пытался помешать. В другой раз вызвал неадекватный парень. У матери уже агония: умирает от онкологии, а он схватил нож и требует, чтобы ее забирали и везли в больницу. Была большая разборка криминальных авторитетов, с ножевыми ранениями. Квартиру оцепили милиционеры, но заходить боятся. Передают: «Там человек истекает кровью, но ты лучше не заходи!» Конечно, я не послушал, тогда этого человека спасли.
Чаще всего силач Хафизов игнорировал носилки. Чем возиться с ними, легче взять больного на руки и донести до автомобиля скорой. А после – прямо в приемный покой: раньше каталок мало было.
- А были случаи, когда в машине скорой помощи рожали? – спрашиваю я.
- Это регулярно, и почему-то обычно выпадали они мне, - улыбается доктор. – Я же дипломированный педиатр, проходил практику в роддоме. Даже учил женщин тужиться. Вообще в этом нет ничего сложного.
- Много благодарностей услышали за свою жизнь?
- Немного, скажем прямо, просто у нас работа такая. Были случаи, когда предлагали деньги. Всегда в таких случаях отвечаю: купите лучше на них лекарство. Были случаи, поздравляли меня через радио, песню передавали.
А еще Альфрит Суфиянович – активный член профсоюза и наставник не только по работе, но и по душе. У него вся семья ведет здоровый образ жизни: супруга Венера Фидратовна - призер чемпионата Европы по биатлону, по ее стопам пошли и дочери, а сын - мастер спорта по стрельбе.
- Я и свою молодежь учу бросать курить и заниматься спортом: врач должен иметь железное здоровье, - считает он. – В этом мы солидарны с республиканским профсоюзом работников здравоохранения. Отправляю своих врачей участвовать в спартакиадах. Профсоюз нам очень помог в период эпидемии ковида: поддерживал материально, выдавал путевки на санаторно-курортное лечение. Я, к примеру, отдохнул в Юматово.
- Что вы можете пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?
- Здоровья, конечно, прежде всего! Наша профессия – уникальная, нет ничего важнее. Я не понимаю людей, которые идут на работу как на каторгу. Я к таким не отношусь. Совершенствуйте свои знания, наращивайте опыт, любите свою работу, своих пациентов.
Ирина ШИПУНОВА, газета "Уфимские ведомости"