Мы требуем не милости, а достойного труда!
7 октября в 130 странах пройдет Всемирный день действия «За достойный труд».
В преддверии массовой профсоюзной акции мы побеседовали с председателем Федерации Независимых Профсоюзов России Михаилом Шмаковым.
Результат есть!
- Михаил Викторович, лидеры несистемной оппозиции грозятся устроить 7 октября – в день рождения Путина – массовые акции протеста по всей стране. В этот же день российские профсоюзы могут выйти на улицы с призывом: «За достойный труд!». Так на чьей стороне будут профсоюзы?
- Во-первых, считаю, что проводить в день рождения лидера любого государства протестные акции, направленные против него лично – неприлично и непрестижно. С таким же успехом можно выйти с лозунгами «Россия без Удальцова, Немцова, Навального и т.д.» в дни рождения лидеров оппозиции. Но не думаю, что кто-то до этого дойдет.
Во-вторых, профсоюзы всегда были и остаются на стороне людей труда. И будут отстаивать их интересы любыми законными способами – в том числе через массовые митинги и шествия. Откуда появилась дата всемирной акции – 7 октября? В отличие от несистемной оппозиции, никто ее специально не подгадывал под день рождения Путина. Решение было принято международной конфедерацией профсоюзов в 2006 году. Идею всеобщей акции поддержали профсоюзы более 130 стран, в том числе и России. Ежегодно мы проводим в этот день митинги, шествия, пикеты с требованиями к работодателям и властям по созданию достойных условий труда. Труда безопасного, квалифицированного, высокооплачиваемого. Такие же требования звучат во всех странах вне зависимости от степени их развития. Но результат у всех разный. Видно, что наши действия внутри страны ведут к изменениям. Мы заставили правительство и объединения работодателей внимательно отнестись к поднятой проблеме. Появилась специальная программа, которую мы неоднократно обсуждали на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В прошлом году на юбилейной сотой конференции международной организации труда тогда еще премьер Путин предложил провести специальную международную конференцию высокого уровня по проблемам достойного труда в России. Она пройдёт в декабре. Сейчас мы активно готовимся к этому событию. Проводим вместе с экспертами МОТ семинары в регионах, на предприятиях, где говорим о стандартах достойного труда и чего нужно добиваться в коллективных договорах.
Вполне логично, что в этом году мы решили провести Всемирный день действий 7 октября в виде конференций, круглых столов, собраний. На улицы профсоюзы ФНПР не выйдут! Но это не значит, что через год мы не соберём в этот день митинг. День рождения президента – лишь совпадение. Хотя не исключаю, что оппозиция может придумать и такое оправдание для своей акции.
- У протестного движения уже и лозунги появились больше характерные для профсоюзов, чем представителей «креативного бизнес-класса». С чем вы связываете такие перемены?
- В рядах несистемной оппозиции собрались люди разные, но очевидно: все это болотное движения организовано ультралиберальной буржуазией. И она использует собранную массу недовольных людей в своих экономических интересах. Это крупный либеральный бизнес, богатые люди, которые хотят получить еще больше. Им необходимы потрясения, потому как только в мутной воде можно делать большие состояния. Такие люди были и в 1905 в 1917 году, и тогда для привлечения масс на свою сторону они выдвигали жизненные лозунги. Вполне понятно, почему сегодня, подмочив свою репутацию, либералы вынуждены искать социальную платформу. Им нужны массы.
Борьба за корыто
- С народом заигрывают громкими лозунгами и ультралевые. Недавно Удальцов заявил, что оппозиции пора брать инициативу по защите трудящихся на себя, а людям самостоятельно организовывать забастовки. Это очевидный намёк: нынешние профсоюзы не справляются со своими обязанностями. Что можете ответить на подобные выпады?
- Если людей призывают защищать свои трудовые права профсоюзными методами, то это наоборот подчеркивает важность и результативность профсоюзного движения, а не его бессилие. Если оппозиция повторяет наши лозунги, значит мы на правильном пути.
Но на наши марши и митинги, в отличие от болотных выступлений, действительно выходят миллионы. Что касается заявлений Удальцова – все они сводятся к его стремлению попасть во власть. Его прадед был революционером и занимал хорошее положение при созданном режиме. Отец и дед тоже были не последними людьми в государстве. Только он остался без власти и «корыта с дарами природы». Вполне понятно, что он хочет взять свое.
- Не приведут ли подобные призывы к расколу в профсоюзном движении?
- Во-первых, это пустые слова. Во-вторых, попыток расколоть профсоюзы за последние двадцать лет было больше сотни. Альтернативные профсоюзы в свое время пыталась создать КПРФ. Многие мечтают разгромить ФНПР и на остатках построить свое царство солнца. Но все попытки терпят крах по простой причине - их инициаторы занимаются политикой, которую хочется назвать политиканством. А профсоюзная работа должна носить постоянный характер. В отличие от политики, когда покричал на площади «Выбери меня!», а потом тебя и не видно до следующих выборов, профсоюзы каждый день работают в своей среде. Они обязаны ежедневно отвечать на вопросы коллектива и методично бороться за его права. Да, сегодня любые три человека могут создать профсоюз. Если у них получится лучше защищать права трудящихся – пожалуйста. Но раскола в наших рядах не получится! По объективным причинам. И все эти марши в исполнении Удальцова и других маргинальных политиков, как мне кажется, надоели большинству россиян.
Работаем не за похлебку
- Вы регулярно встречаетесь с Путиным, в том числе неформально. Все помнят телевизионный сюжет, как 1 мая после праздничной демонстрации угощали президента и премьера пивом. Видно, что власть желает с вами общаться, а у вас есть хорошая возможность донести до первых лиц государства все требования профсоюзов. Почему же возникает необходимость выходить на митинги?
- Сразу хочу заметить, что пиво – традиционный напиток рабочего класса и профсоюзов. И в том, что мы посидели за кружкой в Первомай, нет ничего плохого. Да, многие вопросы профсоюзам удается решать за столом переговоров в рамках трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В том числе через встречи с первыми лицами государства. Мы имеем такую возможность в отличие от многих наших коллег в развитых странах: в США, Франции, Великобритании, Италии. Но с первыми лицами государства встречаются и наши оппоненты – представители крупного бизнеса.
В чем основное противоречие капитализма? Оно между трудом и капиталом. Одни хотят снизить издержки на производство, в том числе на заработную плату, довести работников до уровня рабов. Другие хотят получить максимальную цену за свой труд. В разрешении этого противоречия и идет развитие экономики. Поэтому наши требования во время переговоров и личных встреч иногда нужно подкреплять митингами и забастовками.
- Акции «За достойный труд!» пройдут в 130 странах мира. В том числе в богатых развитых странах, где за труд люди получают в разы больше, а условия – на порядок лучше, чем в России. Но западные трудящиеся требуют большего. Не сигнал ли это для наших работодателей: сколько не иди навстречу профсоюзам – им будет мало?
- Требовать улучшения условий жизни люди будут всегда и везде. В Советском союзе трудящиеся имели одни проблемы, в странах Запада – другие. Там накоплен больший опыт борьбы за права в условиях капитализма. Но основная масса трудящихся по-прежнему живет от зарплаты к зарплате. Никаких огромных счетов в банках у западных рабочих нет, в отличие от их работодателей, присваивающих себе солидную часть прибыли. Это общая проблема несправедливости в распределении доходов. И поэтому во всех странах трудящиеся будут выступать за достойные условия труда и оплату. Где-то потребуют пятипроцентной прибавки, а где-то - трехкратного увеличения зарплаты!
Что касается желания работодателей идти или не идти навстречу профсоюзам, то хочу напомнить: сейчас не рабовладельческий строй. Мы не просим милости у хозяина, чтобы он дал нам миску побольше. Не за похлебку работают люди, а за то чтобы получать достойную зарплату! Да, мы добиваемся выполнения многих требований. Но жизнь не стоит на месте, цены растут, инфляция съедает прибавки к зарплате, и нам вновь приходится требовать справедливого распределения прибавочного продукта. Такая борьба будет идти до тех пор, пока сохранится наёмный труд.
Трудовой кодекс не отдадим
- Представители крупного бизнеса во главе с Прохоровым уже не первый год пытаются внести в Трудовой кодекс изменения. Обещают сделать его «более гибким» и адаптировать к условиям кризиса. Профсоюзы резко против. Неужели наш трудовой кодекс настолько совершенен, что не требует изменений?
- Трудовой кодекс – это живой закон, в котором постоянно идут изменения. Жизнь объективно заставляет нас вносить в него поправки. За последние десять лет их было тысяча! Все спорные вопросы мы обсуждаем на российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. И приходим к общему мнению. Но то, что предлагают сегодня Прохоров и его единомышленники - неприемлемо для современной России. Если, конечно, в ней не собираются создать фашистскую диктатуру. Да, в Германии 30-х годов путем уничтожения профсоюзов и заключения их лидеров в концлагеря властям удалось добиться примерного того, что сейчас желает прохоровская команда. Но это была страна, которая осознанно шла к войне и мобилизовала все свои силы.
Предлагать 12-часовой рабочий день вместо 8-часового сейчас - глупо и аморально. Вы за 8 часов платите достойную зарплату, а не давайте возможность человеку еще четыре часа работать, чтобы получить чуть-чуть больше! Конечно, никто из инициаторов поправок не вспоминает, что за сверхурочные, которые разрешены нынешним кодексом, нужно платить в полтора или два раза больше. Они хотят, чтобы люди работали по 12 часов за обычную зарплату. Этого не будет! Слишком много пролилось крови, чтобы мы получили право на 8-часовой рабочий день.
Что касается совершенности кодекса. Во время кризиса он показал себя очень эффективным инструментом в защите прав наемных работников против необоснованных увольнений. Работодатели поняли: трудовой кодекс делает увольнение дорогим удовольствием. Прохоров со товарищи хотят сделать его дешевым. Скажем, пришел работник на службу, а ему говорят: «Рабочее место закрыто, и ты уволен без компенсаций». Но сейчас в ТК говорится, что сотрудник должен быть предупрежден заранее и получить выходное пособие.
Они считают, что нынешний трудовой кодекс для них неэффективен. Но с точки зрения МОТ – он один из наиболее эффективных в мире! И мы с этим согласны.
Доходы – по справедливости
- В недавнем открытом обращении к президенту вы предложили программу «антиваучер» - объединить госимущество в единый фонд с возможностью россиян получать из него дивиденды. Кто-нибудь из правительства поддержал вашу идею?
- Никто не поддержал, мы на это и не рассчитывали. Мы с Андреем Исаевым написали эту статью, чтобы пригласить общество к дискуссии. Есть много способов справедливого распределения богатства и доходов страны, чтобы превратить «Газпром» в национальное достояние для всех, как говорится в известной рекламе, а не только для верхушки корпорации. Доходы от деятельности таких компаний вполне можно распределить на личные персональные счета россиян. Да, это будут не самые большие деньги, но справедливо распределенные. Конечно, получающие сверхприбыль сегодня против таких инициатив. Но мы показали свою позицию, и будем добиваться решения в пользу всего народа, а не кучки топ-менеджеров и крупных акционеров.
- Вы также предложили установить нормы, в соответствии с которыми зарплата топ-менеджеров организаций не может быть выше определенного уровня по отношению к средней зарплате в той же организации. Идея хорошая, но как эта норма может действовать в частных компаниях?
- Очень просто! Топ-менеджеры в большинстве случаев являются такими же наемными работниками. Только высшего звена. Понятно, что зарплата у них должна быть выше, но в разумных пределах. Раньше действовала норма: соотношение размера оклада руководителя к средней зарплате по учреждению. Сейчас мы хотим вернуть эту норму. Правительство в ответ на наши инициативы предлагает установить на госпредприятиях десятикратный максимальный разрыв в доходах. Мы предложили восьмикратный. Хочет директор получать больше – пусть добивается роста зарплаты всех работников учреждения. Тоже самое можно прописать и в корпоративном праве для частных компаний: зарплата топ-менеджера должна отличаться не больше чем в десять, а не в тысячу раз от средней по предприятию, как это происходит сегодня.
Также можно ввести прогрессивный подоходный налог. Получил 50 млн. за месяц, когда большинство сотрудников получает 50 тыс., – заплати 75 процентов налога. На руках останется 12 млн. – это будет справедливо. Но лучше - подними зарплату работникам.
С такими требованиями мы выступим и 7 октября, и будем добиваться их выполнения в будущем.
Алексей ПОЗДНЯКОВ
3 октября 2012 г. № 143 (26586)