Единого на всю страну минимального размера оплаты труда больше не будет. В каждом регионе МРОТ будет свой, рассчитанный на основании местного прожиточного минимума (ПМ). Об этом рассказала участникам заседания Общественного совета при Минтруде РФ директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда Марина Маслова.
Проект ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты” (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)...” должен быть вскоре внесен на рассмотрение правительства, затем, после согласования с другими ведомствами, поступит в Госдуму. Ранее министр труда РФ Максим Топилин заявлял, что закон о соответствии МРОТ прожиточному минимуму может быть принят до конца года.
Отвечая на вопрос о возможных претензиях Минфина к документу, Маслова уточнила, что законопроект не потребует дополнительного бюджетного финансирования - сверх того, что уже предусмотрено на выполнение “майских указов” президента. А первый замминистра труда и соцзащиты Сергей Вельмяйкин добавил, что повышение зарплаты бюджетникам в регионах происходит уже сейчас в связи с реализацией этих указов. Регионы подписали “дорожные карты” по повышению зарплат, и не только тем категориям работников, которые прописаны в указах (врачам, учителям, работникам культуры, соцработникам), но и младшему персоналу социальных учреждений, поскольку в результате исполнения указов должны сохраниться дифференциация в зарплатах и стабильность в коллективах.
Законопроектом предусмотрено повышение последнего общероссийского МРОТ с 1 января 2015 года с нынешних 5554 до 5865 рублей в месяц - в соответствии с ростом потребительских цен на 5,6% согласно прогнозу Минэкономразвития. А с 1 октября 2015 года МРОТ будет устанавливаться в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ на третий квартал предыдущего года. В 2015 году каждый региональный МРОТ должен быть не меньше 89% регионального прожиточного минимума, в 2016 году - 94%, а в 2017 году должен сравняться с ним.
Марина Маслова напомнила, что по закону эти два показателя должны быть равны, но на самом деле “минималка” составляет 66,5% ПМ. Дискуссия о том, как приравнять МРОТ к прожиточному минимуму, длилась долго отчасти из-за того, что стороны - министерство, профсоюзы, работодатели - не могли договориться о том, должна ли минимальная зарплата включать в себя районные надбавки и коэффициенты или они должны начисляться сверху. Предложенный вариант - приравнять МРОТ к ПМ в конкретном регионе - должен снять это противоречие:
“При приближении МРОТ к величине прожиточного минимума в целом по России для трудоспособного населения и величинам прожиточного минимума в субъектах РФ значительно возрастает актуальность учета межрегиональной дифференциации в условиях и стоимости проживания”, - отмечается в пояснительной записке к документу, которую зачитала Маслова.
В третьем квартале 2013 года в 56 субъектах РФ региональные ПМ были ниже среднероссийского (8014 рублей в месяц). В случае доведения МРОТ до среднероссийского ПМ в Тамбовской области минимальная зарплата превысила бы региональный прожиточный минимум на 41%, в Курской, Липецкой и Воронежской областях - на 22 - 24%. Но при этом в Ненецком АО минимальная заработная плата составила бы менее половины от регионального ПМ. Прожиточные минимумы трудоспособного населения выше среднероссийского значения в Москве, Московской, Смоленской и Вологодской областях, Краснодарском крае и других регионах.
Процентное соотношение МРОТ и ПМ как раз и призвано решить указанную проблему, заметила Маслова. Но в абсолютном размере значения МРОТ будут различаться и таким образом учитывать региональные особенности. При этом у работодателей будет не менее полугода, чтобы при необходимости принять меры по повышению зарплаты работникам до уровня не ниже МРОТ и учесть указанную информацию при подготовке бизнес-планов и планов финансово-хозяйственной деятельности на очередной год.
Повышение зарплаты в частном секторе происходит за счет средств работодателей, а значит, у бюджетов регионов появятся выпадающие доходы из-за уменьшения налога на прибыль, заметил член Общественного совета, советник гендиректора ОАО “Сибирская угольная энергетическая компания” Максим Довгялло. Он предложил Минтруду проработать эту проблему, чтобы регионы могли сделать бюджетные корректировки до внесения законопроекта на обсуждение в правительство.
На заседании Общественного совета чиновники Минтруда представили и еще довольно “сырую” идею независимой системы оценки квалификации работников. Интересно, что идея как будто носилась в воздухе: на заседании правительства, говоря о кадровом голоде предприятий, премьер-министр Дмитрий Медведев посетовал на отсутствие такой системы.
“Сейчас работодатели и крупнейшие университеты работают над созданием профессиональных стандартов по основным профессиям, - цитирует премьера “Прайм-ТАСС”. - Реальному сектору необходимо активнее заниматься подготовкой специалистов, разработкой образовательных программ, скажем прямо, вкладывать в это деньги, потому что это их потребность”. А независимая оценка “позволит не только объективно оценивать специалистов, но, надеюсь, и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту”.
В настоящее время сертификаты выдают как учреждения профобразования, так и торгово-промышленные палаты, региональные объединения работодателей или даже предприятия, говорится в концепции проекта закона “О независимой оценке квалификации”, которую зачитала Маслова. Наиболее востребованы для сертификации рабочие профессии в строительстве (каменщик, маляр, штукатур, бетонщик), сервисе и торговле (повар, кондитер, парикмахер, портной, продавец). Экзамен проходит в форме выполнения практического задания, эксперты - представители работодателей и организаций-оценщиков. Причем оценка квалификации гастарбайтеров “имеет фрагментарный характер”, отмечается в материале.
По версии Минтруда, оценку будут осуществлять специальные центры сертификации, создаваемые работодателями или уже созданные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Оплачивать работу независимых оценщиков будут или работодатели, или сами соискатели, или другие заинтересованные структуры. Предполагается, что работники смогут самостоятельно пройти проверку квалификации, если сочтут нужным; также на проверку могут отправить сотрудников или соискателей работодатели.
“Независимая оценка квалификации осуществляется на добровольной основе и определяет соответствие квалификации гражданина профессиональному стандарту либо иным квалификационным требованиям, - говорится в концепции. - В целях обеспечения независимости данного механизма работодатели, работники которых проходят независимую оценку квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых граждане получали профессиональное образование или проходили профессиональное обучение, не праве проводить указанную оценку”.
Чтобы стимулировать предприятия оплачивать оценку квалификации работников, предлагается внести ряд изменений в ч. 2 Налогового кодекса. А также внести поправки в закон “О занятости населения” с целью “предоставления возможности гражданам, ищущим работу, пройти независимую систему оценку квалификации по направлению органов службы занятости, и при необходимости обучение”.
Обсуждение концепции на заседании совета было бурным, но не беспристрастным. Оппонентами идеи Минтруда выступили представители тех самых организаций по сертификации, на чей бизнес и покушается новая система. Недовольны были и представители работодателей - тем, по замыслу ведомства, предстоит платить государственным центрам за проверку компетентности сотрудников. Марина Маслова ответила оппонентам от частных центров по сертификации так, что в ее ответе содержался намек на торговлю дипломами в этих организациях. И возражения на это не последовало. А представитель профсоюзов - лидер Росуглепрофа Иван Мохначук - горячо поддержал инициативу Минтруда.
Однако среди заявлений вроде “зачем это создавать, если у нас уже есть”, звучали и важные предостережения. Предлагалось, например, предупредить превращение государственных центров сертификации в центры вымогательства средств у граждан и очаги коррупции. Представители Минтруда пообещали учесть все замечания при разработке законопроекта.
Глава департамента по делам инвалидов Минтруда РФ Григорий Лекарев рассказал членам совета о реализации госпрограммы “Доступная среда” на 2011 - 2015 годы. “Доступная среда” направлена на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам и на совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы. Сейчас в программе участвуют 67 регионов, но скоро станет на два больше.
- Министр поставил задачу, чтобы в этом году включить в программу также Крым и Севастополь, - сказал Лекарев. - Мы будем просить наши пилотные регионы, которые имеют самый большой опыт, подключиться к методической помощи.
Пилотные регионы - это Тверская и Саратовская области, где реализуются проекты в сфере профобразования и культуры, а также Татарстан, где стараются сделать максимально доступным для инвалидов общественный транспорт, в том числе метро.
По данным Минтруда, на первом этапе реализации госпрограммы (с 2011 по 2013 год) доля доступных для маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры выросла с 15,8% в 2011-м до 16,9% в 2013 году. Доля общеобразовательных учреждений, где создана универсальная безбарьерная среда, выросла с 2,5% в 2010-м до 6,5% в 2013 году. В то же время доля парка городского автомобильного и наземного электротранспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов, выросла совсем незначительно, всего на 0,3% - до 8,3% в 2013 году.
Целью госпрограммы было “формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”. Однако то, что к 2016 году достичь этого результата не удастся, в правительстве уже поняли. Поэтому, как сообщил Григорий Лекарев, намечено продлить “Доступную среду” до 2020 года: “Планируется учесть региональный опыт и лучшие реализованные практики, обеспечив при этом унификацию работы реабилитационных организаций”.
В этом году на реализацию госпрограммы будет выделено 4 млрд рублей. Общий объем ее финансирования до 2020 года должен превысить 190,82 млрд рублей, из них 171,653 млрд из федерального и почти 19 млрд из региональных бюджетов.