Российские медики с тревогой ждут “конкретизации” программы государственных гарантий, которая, возможно, сулит их, гарантий, сокращение. В связи с этим основным предметом разговора на XI Пленуме ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, который состоялся 14 мая в Москве, стал вопрос о реальных механизмах выполнения “майских” указов президента. Естественно, в контексте действующей системы оплаты труда. Профсоюз продвигает в переговорах с Минздравом превентивные меры по сохранению и увеличению достатка работников. Одной из таких мер может стать увеличение “пакета” гарантированной части зарплаты.
14 мая в Москве прошел XI Пленум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, посвященный “ходу выполнения концепции деятельности профсоюза на 2010 - 2015 годы региональными организациями профсоюза субъектов РФ, входящими в Дальневосточный федеральный округ”. Похоже, профсоюз решил провести своего рода ревизию деятельности по округам, что как задача конкретная и выполнимая может только приветствоваться.
Но на встрече было заметно, что эта деятельность ведется разными территориальными организациями профздрава практически в одних и тех же условиях на всей территории страны. (Разве что северянам и жителям Дальнего Востока приходится еще бороться за “северные” надбавки.) То есть проблемы у всех одни и те же. Об этом можно было судить хотя бы по вопросам, которые задавали руководству профсоюза и приглашенному представителю Минздрава члены ЦК из разных мест, от Владимира до Камчатки.
- Большой проблемой 2014 года станет конкретизация и, возможно, сокращение программы государственных гарантий. И впервые власти в субъектах РФ вынуждены будут сказать населению, что “всё для всех бесплатно не получается”. Придется оптимизировать расходы, сокращать лечебно-профилактические учреждения, минимизировать неэффективные, - заявила в своем докладе на пленуме представитель профсоюза работников здравоохранения в Дальневосточном федеральном округе Тамара Беспалова.
Заметьте: представитель от ДФО, а опасения - общие. Тамара Беспалова отметила, что практика показывает: проведение этих мероприятий по оптимизации расходов проходит “не всегда успешно”, вызывая недовольство населения, а также медицинских работников. Соседство следующих двух тезисов можно было бы списать и на счет профессиональной “тяги” медиков к черному юмору - если бы у кого-то была охота шутить.
Так, по словам представителя профсоюза в ДФО, “реализация региональных программ модернизации здравоохранения и выполнение “майских” указов президента позволили повысить уровень оплаты труда значительной части работников”. Но...
- В Дальневосточном федеральном округе, как и во всем российском здравоохранении, уровень средней заработной платы складывается из бесконечных дежурств, за счет увеличения нагрузки на работников, совместительства. В то же время зарплата у молодого специалиста, врача поликлиники во Владивостоке при работе на одну ставку составляет 9300 рублей, у врача стационара - от 10 300 рублей. В Биробиджане молодой врач стационара получает на одну ставку 6680 рублей, - перечислила докладчица.
Уместно будет заметить, что средняя зарплата жителя Владивостока официально составляет около 32 тысяч рублей. Таким образом, тот же врач стационара должен работать на три ставки, чтобы считаться “крепким середняком”.
Профсоюз работников здравоохранения давно уже выступает за то, чтобы зарплата медикам исчислялась на ставку, а не на физическое лицо. Например, еще год назад мы писали об акции протеста хабаровских медработников (см. № 22, 2013). Они собирались потребовать от краевого Минздрава доведения зарплат хотя бы до объявленного властями среднего уровня, льгот для сельских врачей и помощи в приобретении жилья. А “в четырех стенах” - это в здании крайсовпрофа, потому что готовившемуся к переизбранию на пост губернатора Хабаровского края Вячеславу Шпорту уличная акция бюджетников голосов бы не добавила. Разрешения не давали до последнего.
Но есть и вполне объективные причины того, почему врачам приходится работать до седьмого пота, чтобы начальство отчитывалось наверх о выполнении “майских” указов президента. Это банальная нехватка денег в бюджете. Хабаровский край, например, в прошлом году получил около 5 млрд рублей дотаций, и что-то подсказывает, что не на зарплаты врачам.
Приглашенный на пленум профсоюза замминистра здравоохранения России Игорь Каграманян сообщил, что “проблемы министерство знает” и что “надо совершенствовать систему оплаты труда” (это спустя 40 минут с начала выступления). И в то же время - что федеральный центр не может влиять на все процессы в регионах. Скажем, региональные и муниципальные больницы целиком находятся в ведении регионов и муниципалитетов соответственно.
Примерно такая же картина и с разветвленной системой министерств. Игорь Каграманян абсолютно прав: Минздрав РФ не может влиять на “свои” министерства в регионах. Они подчиняются главам субъектов. Поэтому чиновнику и приходится говорить обтекаемыми фразами, типа “Я не вижу ничего плохого в том, чтобы рассчитывать зарплату на ставку”. Бывший директор департамента здравоохранения Ярославской области Каграманян знает, что говорит. И это не в укор, чиновнику даже можно немного посочувствовать. Но почти все его ответы отсылали слушателей к некоей межведомственной рабочей комиссии (Минздрав + Минтруд + Минфин), которая-де вот-вот соберется и все разъяснит.
Несмотря на то, что “Солидарность” много писала о проблемах бюджетников в контексте “майских” указов, на пленуме профсоюза прозвучало кое-что принципиально новое для нас по этой теме. Лидеры профсоюза работников здравоохранения, изучив “профильный” документ, пришли к выводу: буквальное выполнение указа ведет... к “уравниловке”. То есть к тому, что к 2018 году равными средним по экономикам регионов станут зарплаты медработников различной квалификации. А “если нет разницы, то зачем учить больше”?
Система здравоохранения и так испытывает сильную нехватку кадров. А тут еще у молодежи может пропасть стимул учится на врачей, если, скажем, медсестры (при всем уважении к ним) получают ту же “среднюю по экономике”. Тут же было предложено внести в расчеты выполнения указа некие дифференцирующие коэффициенты в зависимости от квалификации работника. Игорь Каграманян, знающий толк в бюджетных расходах, тоже выступил против “уравниловки”.
Подвел некую черту под статистическими перекосами, появившимися “во исполнение” президентских указов, зампред профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников:
- Осуществляя мониторинг реализации “дорожных карт”, мы судим по полученным статистическим данным и все больше убеждаемся в справедливости высказывания американского профессора Аарона Левенштейна: “Статистика - вроде бикини. То, что она показывает, - наводит на мысли, а что скрывает - жизненно важно”. - Медик может позволить себе такие цитаты, поскольку, подобно булгаковскому Азазелло, “видел женщин не только голыми, но и совершенно без кожи”. - Практически каждый медицинский работник, соотнося свою зарплату со статистическими данными “дорожной карты”, убеждается в правоте этой фразы, ибо подавляющее большинство практикующих врачей и медсестер не получают таких сумм, а если и получают, то при условии огромной дополнительной работы и значительной интенсификации труда.
Чтобы не быть голословными, данные по Приморью: у врачей скорой медицинской помощи коэффициент совместительства 2,5; у врачей стационарного звена - 1,85, амбулаторного звена - 1,76. И их средняя зарплата - “на физлицо”! - составляет 52,7 тыс. рублей. Это данные Минздрава. Из них же следует, что при работе на одну ставку средняя зарплата этих работников составляет всего 18 тыс., 20 тыс. и 17 тыс. рублей соответственно. И это при всех компенсационных региональных выплатах, положенных жителям Приморья. Совместительство “торчит из-под бикини”, но чиновники стыдливо отводят глаза.
Тем временем профсоюз обсуждает с Минздравом вопрос о статусе некоторых стимулирующих выплат. Дело в том, что медики ожидают некоей их “ревизии”, как выразился Михаил Андрочников. Иначе говоря, пересмотра коэффициентов или вовсе их отмены. Профсоюз предлагает включить некоторые стимулирующие выплаты в базовую часть заработной платы, в должностной оклад. Речь идет о тех стимулах, которые носят для работника постоянный характер и лишь опосредованно связаны с результативностью работы специалиста. Например, доплаты за квалификационную категорию и за стаж работы. К чему стимулируют эти доплаты, ведь у работника и так уже есть и квалификация, и стаж?
Кстати, в Приморском крае уже есть подобная практика, но ее результативность, по словам Андрочникова, еще нужно детально изучить. Сама-то идея - как и “повысить зарплаты вот по сих к такому-то году” - определенно хороша, особенно в свете неутешительного прогноза Тамары Беспаловой. Но уж лучше изучить все подводные камни заранее.
Источник: Центральная Профсоюзная газета "Солидарность"