По итогам встреч и совещаний конца мая президент Владимир Путин дал поручение правительству, Минздраву и ряду других ведомств Белого дома проанализировать отдельные аспекты стратегии развития здравоохранения в РФ. Майские указы 2012 года, требующие роста зарплат врачей, сделали неизбежной дискуссию о том, что будет дальше происходить в этом секторе. Как отмечает экспертный совет при правительстве РФ, запросы населения по качеству здравоохранения увеличились, а повышение требований к врачам уже сейчас вызывает сопротивление медицинского сообщества.
По итогам встреч 26-27 мая с представителями "Объединенного народного фронта", Федерации независимых профсоюзов России, заседания комиссии по достижению целевых показателей социально-экономического развития Владимир Путин выдал ряд поручений, в числе которых не менее пятой части связаны со здравоохранением. Президент потребовал профсоюзного контроля при переходе на "эффективный контракт" в здравоохранении, установления максимально допустимых норм нагрузки медработников, разработки изменений в стратегию "погружения" высокотехнологичной медпомощи в систему обязательного медстрахования (ОМС). Кроме того, Минздраву с Росстатом поручено проанализировать итоги оптимизации в 2012-2013 годах сети учреждений здравоохранения (в том числе по численности врачей на 10 тыс. населения — напомним, на прошлой неделе на это обращала внимание Счетная палата, см. "Ъ" от 28 мая). Вице-премьеру Ольге Голодец поручено подготовить схему федерального финансирования лечения орфанных заболеваний (из средств экономии на госзакупках лексредств). Наконец, Минтруду требуется проанализировать дальнейшие планы сокращения в 2014-2018 годах сети государственных и муниципальных учреждений в соцсфере — в основном это также здравоохранение и образование.
Повышенный интерес администрации президента к здравоохранению связан во многом с продолжающейся дискуссией о состоянии региональных финансов. Вчера на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым тема здравоохранения называлась главами регионов среди основных проблем: майские указы, и не только (например, губернатор Ставрополья Владимир Владимиров предложил отсрочить переход к полной оплате регионами тарифов за неработающее население в системе ОМС — это должно произойти в 2015 году), сделали процесс подготовки бюджетов на 2005-2017 годы крайне напряженным. Но дело не только в финансах — планы повышения врачам зарплат до уровня 200% от среднерегиональных к 2018 году автоматически запустили дискуссию о следующем этапе реформы здравоохранения.
В докладе по проблеме (есть в распоряжении "Ъ") экспертного совета при правительстве РФ министру "Открытого правительства" Михаилу Абызову его автор, проректор ВШЭ Лев Якобсон, указывает, что эта дискуссия после реализации майских указов неизбежна. По данным ВШЭ, рост зарплат врачей (около 60% текущих расходов системы ОМС — это оплата труда работников здравоохранения) уже сейчас увеличил требования населения к медуслугам и вызвал рост их негативных оценок на фоне огромных по меркам РФ расходов федерального правительства в 2011-2013 годах на медтехнику, ремонты и т. д. При этом, констатируют эксперты, медработники негативно относятся к большей части идей Минздрава по "эффективному контракту", дифференциации зарплат в зависимости от квалификации. В ВШЭ полагают, что увеличение зарплат в 2012-2014 годах не было увязано с "дорожными картами" реструктуризации медучреждений, а системы внешней оценки качества в здравоохранении нет. "Открытому правительству", занимающемуся темой по поручению президента, предложено инициировать спешную разработку программ реструктуризации сектора (это, по оценкам, позволит к 2018 году экономить до 10% затрат системы ОМС) и сокращения избыточной отчетности в здравоохранении. Предлагается также не ориентироваться на включение стимулирующих мер в системе оплаты труда в здравоохранении в трудовые соглашения — не более 30% врачей и 25% медсестер готовы в текущей схеме увеличить трудовую отдачу в обмен на рост зарплат. Кроме того, эксперты констатируют, что пока реформа не снижает совместительство у врачей — его практикуют 20% медработников (в среднем они заняты 46 часов в неделю, что на 10-15% выше среднероссийского уровня).
Обострение дискуссий делает почти неизбежным "профсоюзное" в широком понимании сопротивление медсообщества действиям социального блока Белого дома, с 2012 года ведущего масштабную реформу в здравоохранении. Исходя из текста поручений Владимира Путина, пока Кремль склонен занимать в этом противостоянии сторону врачей, а не потребителей медуслуг. При этом, как уже писал "Ъ", еще одной угрозой сектору является резкий рост разбалансированности системы ОМС с 2017 года (см. "Ъ" от 14 мая). Результатом дискуссий в этом сценарии может стать потеря основного преимущества здравоохранения в РФ — низкой стоимости (в период 2010-2016 годов государственное здравоохранение обходится России в 3,3-3,6% ВВП, вдвое ниже среднего по ЕС) без сокращения отставания от европейских норм. При этом, предупреждают эксперты "Открытого правительства", возможности дальнейшего роста доли платных медуслуг в госсекторе здравоохранения "близки к социально-политическим пределам".
Источник: сайт Федерации профсоюзов Республики Башкортостан