Законопроект направлен на обеспечение адекватной и эффективной защиты профсоюзных активистов от необоснованных увольнений.
Проблема возникла после того, как определением Конституционного суда от 3 ноября 2009 года одно из положений статьи 374 ТК было признано не соответствующим Конституции. Речь идет о норме, согласно которой увольнение по инициативе работодателя руководителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций или их заместителей, не освобожденных от основной работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего выборного профоргана, если повод для увольнения - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей и если он имеет дисциплинарное взыскание. Это решение КС было связано с тем, что один из так называемых альтернативных профсоюзов не дал разрешение на увольнение своего представителя, в грубой форме нарушившего трудовое законодательство и дисциплину на производстве. В результате суд из данного единичного факта сделал вывод о том, что якобы особые условия увольнения профсоюзных активистов нарушают 19 статью Конституции о равенстве прав граждан. На самом деле согласиться с этим невозможно. Несправедливо предоставлять неприкосновенность судьям, прокурорам, депутатам Госдумы, членам Совета Федерации и отказывать в защите от увольнения профактивистам, которые часто вступают в конфликт с работодателями, отстаивая интересы работников. Мы внутренне не согласились с решением КС, но обязаны были его исполнять.
В то же время законом от 1 июля 2010 года нами была ратифицирована 135 Конвенция Международной организации труда. Она требует предоставлять представителям трудящихся на предприятии эффективную защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их профсоюзной деятельности.Возникла правовая коллизия. С одной стороны, решение Конституционного суда выше любого закона. С другой стороны, по Конституции международный договор, а именно таковым является Конвенция МОТ, выше национального российского законодательства.
Велись длительные переговоры по этому поводу между профсоюзами, работодателями и правительством. В результате нами была выработана компромиссная формула: увольнение по инициативе работодателя руководителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций или их заместителей, не освобожденных от основной работы, в указанных случаях допускается с учетом мотивированного мнения вышестоящего выборного профоргана.
Если мнение вышестоящего органа отрицательное, стороны могут провести дополнительные консультации в течение трех рабочих дней.
При недостижении общего согласия работодатель имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда.
Она в течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника в должности с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение указанной процедуры не лишает работника права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд, а работодателя - права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Таким образом, законопроект позволит нам и защитить профсоюзных активистов от необоснованных увольнений, и не допустить злоупотреблений правом.
Источник: Российская газета.