Система здравоохранения, качество оказываемой медицинской помощи, полнота обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь сегодня находятся на постоянном контроле руководства страны. Но нельзя не отметить и того факта, что в последние годы государственная политика серьезно переориентируется на повышение уровня обеспечения трудовых прав самих медицинских работников. Правовую основу этого заложили первые Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года, утвержденная Правительством страны Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников бюджетной сферы, «дорожные карты» федерального и региональных уровней по реализации этих основополагающих документов.
О проблемах в сфере оплаты труда работников здравоохранения сегодня говорится очень много, более того, всеми ветвями власти осуществляется жесткий контроль за ходом достижения контрольных показателей в части повышения уровня оплаты труда медицинских работников.
Средствами массовой информации широко озвучиваются сложившиеся средние показатели заработной платы врачей, медсестер, санитарок. Но, к сожалению, это очень усредненные показатели, и далеко не каждый медработник получает зарплату на уровне, обозначенном статистикой. Более того, статданные учитывают значительный объем дополнительной работы, которую вынужденно осуществляют медработники по причине значительного дефицита кадров. Именно поэтому мы настаивали и продолжаем настаивать на внесении изменений в механизм анализа средней заработной платы, исходя из ее расчета на ставку, а не на физическое лицо. Наше требование озвучено на встрече с Президентом страны 1 мая 2014 года и оно нашло отражение в поручениях Правительству. Между тем проблемы с заработной платой влияют на интенсификацию труда, увеличение нагрузки на специалистов, обусловленные, в первую очередь, дефицитом кадров, а также поиском внутренних финансовых и организационных ресурсов направленных на оптимизацию оплаты труда. По данным региональных органов управления здравоохранением коэффициент совместительства по отдельным категориям работников достигает 2.
Все чаще применительно к медицинским работникам звучит термин «профессиональное выгорание», а это уже показатель не только непривлекательности профессии медика, как для работающих, так и для молодых специалистов, но и вопрос обеспечения качества и доступности медицинской помощи.
И здесь решение проблемы лежит в 2-х плоскостях. Первое – это решение проблемы дефицита кадров, привлечение специалистов, на что и направлены конкретные меры, заложенные в государственной программе «Развитие здравоохранения», значительные объемы финансовых средств направляются на социальную поддержку молодых специалистов, работающих на селе.
Второе — нормирования труда специалистов. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, суть которой заключается в том, что в здравоохранении, так исторически сложилось, отсутствуют типовые нормы труда, а нормы нагрузки и время на прием пациентов, утвержденные Министерством, носят для учреждений рекомендательный характер.
В этих условиях самостоятельность руководителей учреждений зачастую приводит к значительной перегрузке работников, в ряде случаев ставшей поводом для акций протеста. Сложилась парадоксальная ситуация – оказание медицинской помощи осуществляется по единым стандартам, а условия ее оказания конкретным специалистом, время, затраченное непосредственно на прием пациента, в регионах существенно различались. Именно поэтому наш Профсоюз в течение многих лет ставил перед федеральными органами власти задачу разработки типовых норм труда и сегодня ситуация в части нормирования труда получила реальный сдвиг, т.к. разработка типовых норм труда стала одним из приоритетных направлений реализации Указов Президента страны.
В рамках совместной рабочей группы Минздрава, с привлечением профильной науки, мы уже вплотную приступили к разработке пакета типовых норм труда по отдельным категориям специалистов амбулаторно-поликлинического звена.
Так, сегодня практически «на выходе» приказ Министерства по утверждению отраслевых типовых норм нагрузки по 7 категориям врачей первичного звена здравоохранения: врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога, врача-акушера-гинеколога.
Для подготовки этих норм была проведена огромная предварительная работа. Специалистами НИИ организации и информатизации здравоохранения с участием специалистов Минздрава и нашим Профсоюзом была разработана Методика проведения хронометража на рабочих местах, в основе которой заложено исполнение Порядков оказания соответствующих видов медицинской помощи. Поминутная фиксация этапов оказания медицинской помощи в условиях значительного охвата регионов и учреждений с разными экономическими, географическими условиями позволила определить средние цифры времени на основную деятельность, связанную с непосредственной работой с пациентом, а также на вспомогательные этапы, обусловленные, в частности, ведением необходимой документации.
В итоге сложились, так называемые, средневзвешенные показатели затрат времени на приеме в поликлинике, профилактическом и диспансерном приеме и приеме на дому.
Процесс обсуждения типовых норм нагрузки идет непросто, так как фактически меняются принципиальные подходы к вопросам нормирования.
Наша позиция здесь твердо заявлена и отстаивается:
В рамках сложившихся деловых отношений с отраслевым Министерством, при активном участии медицинского сообщества, принятие конструктивного решения чрезвычайно важно, ведь дальше предстоит огромная работа по утверждению типовых отраслевых норм труда для остальных категорий специалистов.
Пресс-служба ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ