Жанр «письмо президенту РФ Путину В.В.» чем-то похож на молитву неверующего. Пишут ведь не от хорошей жизни и обычно не верят, что их письмо дойдет до адресата, попадет в заветную красную папочку, и тем более не рассчитывают, что барин и вправду приедет и рассудит. Скорее можно ожидать, что письмо окажется на столе чиновника, на которого автор жаловался, и худо будет автору, а не чиновнику.
Тем удивительнее и приятнее читать письмо Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, обращенное, да-да, к Владимиру Путину. Михаил Кузьменко (председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ), Галина Меркулова (председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ) и Геннадий Парошин (председатель Российского профсоюза работников культуры) просят президента не замораживать пенсионные накопления россиян и не лишать их накопительной части пенсии.
Еще раз: это лидеры трех крупнейших профсоюзов, объединяющих более восьми миллионов бюджетников. Людей, которые в отношении государства находятся в самом бесправном положении, потому что зависят от него материально и потому что в бюджетной сфере выстроена едва ли не самая жесткая вертикаль: каждый самый мелкий начальник боится наказания «сверху», а потому усердствует и переусердствует, чтобы исключить любые проявления «вольнодумства» среди подчиненных.
И вот оказывается, что у профсоюзных организаций бюджетников есть голос, и это к тому же голос разума. Я изучал, комментировал и обсуждал многочисленные доклады и заявления как экспертов, так и чиновников, но нигде не видел более лаконичной и точной оценки происходящего. «Правительство РФ полагает возможным реализовать сиюминутные задачи, частично закрывая дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в 2014—2015 годах для индексации пенсий сегодняшним пенсионерам за счет средств накоплений граждан, включившихся в программы, предлагаемые государством. <…> Вместо того чтобы разрабатывать и вносить профессиональные предложения, как повысить эффективность деятельности участников пенсионной системы, Правительство РФ предлагает наиболее «легкий вариант» — заморозить накопленные гражданами средства, и, более того, обсуждается возможность отмены накопительной пенсии вообще. Мы очень сожалеем, что столь важное для граждан России решение принимается в Правительстве РФ без широкого общественного обсуждения».
Вот так. Оказывается, профсоюзы бюджетников заинтересованы в широкой общественной дискуссии, им не все равно, что произойдет с их пенсиями. А правительство дискуссии действительно избегает. Ведь ему не нужно, чтобы В.В. Путин узнал, по кому в действительности ударят «сиюминутные решения» в первую очередь. А ведь это как раз бюджетники, будущие пенсионеры — и сегодняшний электорат. Об этом в письме тоже очень хорошо сказано.
«Только наличие накопительной части пенсии позволяет работникам бюджетной сферы в сегодняшних условиях улучшить свое будущее пенсионное обеспечение, воспитывать у граждан культуру заблаговременного формирования своей пенсии. <…> Особенность бюджетной сферы в том, что у работодателей нет ни средств, ни прав для создания корпоративной системы пенсионного обеспечения; сами работники бюджетной сферы пока не готовы формировать личную негосударственную пенсию».
И это правда: нефтяники могут, газовики могут, металлурги могут, а бюджетники — нет. Это значит, что в случае ликвидации накопительной системы их пенсии в будущем окажутся на самом низком уровне после безработных и тружеников сельского хозяйства.
Поэтому мне очень хочется, чтобы письмо ассоциации профсоюзов бюджетников каким-то чудом все же оказалось в заветной красной папочке. Окончательное решение ведь еще не принято.
P.S. Во вторник по поводу накопительной части пенсии высказался и министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. «Формально обсуждений или совещаний по этому поводу нет… Отмену считаю нецелесообразной, а обсуждение отмены считаю целесообразным», — заявил он «Интерфаксу».