Тренажеры, гантели и аэробика с 1 января 2015 года окажутся на одной полке с противогазами и молоком «за вредность». Минтруд включил спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия в перечень обязательных мер по охране труда. Как «выбить» из начальства желанный абонемент в фитнес-клуб? Может ли несговорчивый босс отмахнуться от сотрудников? Можно ли вместо дорогих кардиотренажеров снабдить тружеников прыгалками? Не обернется ли инициатива чиновников разорением для бизнеса? На эти вопросы корреспонденту «МК» ответил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Валерий Корж.
Валерий Анатольевич, представим такую ситуацию: 1 января 2015 года работник пришел к начальнику и потребовал абонемент на фитнес или йогу. А его, как водится, послали. Что делать?
В.А. Корж: Договариваться. Заставить работодателя тратить деньги на физкультурное оздоровление сотрудников можно только путем переговоров. Хотя лояльные и мудрые работодатели еще задолго до включения физкультуры и спорта в типовой перечень мер по охране труда тратили солидные суммы на физическое здоровье своего персонала.
Что значит «типовой» перечень?
В.А. Корж: По сути это пазл. В него включены абсолютно все возможные охранные мероприятия, направленные на оздоровление работника. Это и средства индивидуальной защиты, и спецодежда, а теперь и физкультура. А вот что конкретно вашему предприятию нужно: костюмы с химзащитой, респираторы, сменные тапочки или фитнес, решается индивидуально. У каждого предприятия своя специфика: детскому саду нужно одно, редакции газеты — другое, заводу по производству ртутных градусников — третье. Так что наш типовой перечень — это ориентир, из которого работодатель может выбрать именно то, что нужно именно его сотрудникам для безопасной работы.
Получается талон в фитнес-клуб — это чистой воды добрая воля начальства? Неужели нельзя никак на него надавить?
В.А. Корж: Решение, будет в компании спорт или нет, и каким именно он будет, должны принимать работодатели вместе с работниками. Естественно, последние должны выступить в качестве инициаторов переговоров. Если в компании есть профсоюз, к работодателю должен идти он. А если нет, тогда сами работники. Вместе с руководителем предприятия они должны подписать соглашение — коллективный договор. Его исполнять работодатель обязан.
Может ли начальник сбежать куда-нибудь на Мальдивы, только бы не встречаться с профсоюзниками и не слушать про тренажеры и йогу?
В.А. Корж: Нет. Если вы предложили руководству провести коллективные переговоры, отказаться или уклониться от участия в них работодатель не может. Все эти вопросы детально регулируются законом.
А если начальник ни в какую не хочет соглашаться ни с профсоюзами, ни с работниками? Можно на него в трудовую инспекцию пожаловаться?
В.А. Корж: Можно и нужно. Ведь получается, что он не заботится о здоровье работников и не соблюдает меры по охране труда.
Как трудовой инспектор может «нажать» на несговорчивого босса?
В.А. Корж: Сначала постарается убедить и воспитать. Любой нормальный бизнесмен заинтересован в здоровых сотрудниках и высокой производительности. Больничные дороже встанут.
А если непрошибаемый бизнесмен попался? Штрафы для них какие-то предусмотрены?
В.А. Корж: Есть ответственность за несоблюдение правил охраны труда. Конечно, для крупных фирм сумма примерно в 50 тысяч рублей — это немного. Но это сопоставимо со стоимостью физкультурных мероприятий.
Ну а как работодатель может от сотрудников отмахнуться? Не может же он просто сказать: обойдетесь без фитнеса, вы и так стройные...
В.А. Корж: Во-первых, есть сумма, которую работодатель просто обязан по закону потратить на охрану труда. Это 0,2% от затрат на производство продукции или услуг ежегодно. Это жестко установленный минимум. Больше можно тратить, меньше — нет. В эти как минимум 0,2% он должен заложить траты на то, что действительно необходимо. Поэтому если в том же детском саду в первую очередь деньги надо тратить на халаты и тапочки для воспитателей и нянечек, то йога и теннис отойдут на второй план. Кстати, раньше любые суммы на спорт для сотрудников работодатель должен был тратить только из прибыли. А теперь — из расходов. То есть он все затраты на меры по охране труда теперь может положить на себестоимость продукции. Согласитесь, неплохой стимул.
По аналогии с тапочками должен ли работодатель согласовывать с сотрудниками, какой будет физкультура? Что делать, если коллектив хочет спа-салон, личного тренера и турецкую баню?
В.А. Корж: Как договорятся, так и будет. Плюс финансовый фактор. Скорее всего, у небольших фирм будет максимум стол для тенниса. Если помещение есть свободное в офисе, можно зал для тренировок оборудовать прямо там. Скакалки положить, коврики для тренировок, тренажеры поставить. Можно тренера пригласить за счет фирмы. Ну а если бюджет позволяет, то и заключить договор со спортклубом на коллективные посещения.
Как Вы считаете, какие компании больше заинтересуются спортом: крупные или мелкие?
В.А. Корж: Мы рассчитываем, что наибольший отклик будет в мегаполисах, у крупных компаний с большим штатов офисных сотрудников. Это же гигантская проблема: люди сидят далеко не по восемь часов в день за компьютерами. Отсюда стрессы, гиподинамия, болезни.
Предположим, мы с начальством договорились, что будем ходить на фитнес в спортклуб. Как это будет выглядеть на практике?
В.А. Корж: Могут раздать именные карточки или сертификаты. А может быть и контракт с клубом на коллективные посещения.
На зарплате это никак не отразится? Вдруг работодатель захочет раскидать свои новые расходы и начнет вычитать их с сотрудников?
В.А. Корж: Это незаконно. Вообще зарплата — это святое. Есть даже уголовная ответственность за нарушения в сфере оплаты труда. Так что если работодатель вдруг что-то не доплатит, прикрываясь покупкой талонов на фитнес или спортивных принадлежностей, работнику прямая дорога в трудовую инспекцию.