Во вторник 16 сентября состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ходе заседания заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров сообщил об основных параметрах федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
- Мы посчитали, что все концептуальные решения уже приняты, проект бюджета полностью сформирован в полном соответствии с бюджетным законодательством, - уверен чиновник. - После незначительной корректировки мы готовы к его внесению в Государственную думу.
Документ содержит, в частности, “революционное” предложение: нарушить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти должны направляться в Резервный фонд. В будущем году предлагается покуситься на “священную корову” российской финансовой политики и направить излишки (разницу между прогнозируемым доходом и реальным) на погашение государственного долга.
Тем не менее проект бюджета, похоже, не слишком радует руководство Минфина: Лавров указал на прогнозируемое снижение основных бюджетоформирующих показателей. Проект бюджета учитывает падение как темпа экономического роста (почти на 2%), так и ВВП “с учетом Крымского ФО” (более чем на 2 трлн рублей). Дефицит бюджета, правда, составит по прогнозу 430 млрд рублей, то есть сократится с 1 до 0,6%. Упадет, согласно проекту документа, налогооблагаемая прибыль, экспорт (на 12,5 млрд долларов) и импорт (более чем на 43 млрд долларов).
К 2017 году стоит готовиться к еще худшим показателям, пока же вдаваться в подробности нет смысла. Но нужно учитывать, что речь идет именно о прогнозе, при создании которого специалисты министерства должны были учитывать нынешнее экономическое и политическое положение России. И связанные с этим риски все-таки лучше переоценить, чем недооценить.
- Есть экономическая и политическая неопределенность, что налагает риски на все эти параметры. Именно поэтому мы считаем совершенно оправданным консервативный, осторожный подход к формированию прогноза и бюджетной политики, - пояснил Лавров. И успокоил слушателей: - Этот бюджет гарантирует исполнение всех ранее принятых планов, в том числе указов президента.
Нельзя, однако, сказать, что чиновники министерства осторожны во всем. Некоторые инициативы ведомства спровоцировали крайне отрицательную реакцию профсоюзной стороны РТК. Так, Минфин выступает за отмену фиксированной выплаты к страховой пенсии. Эта мера, по замыслу чиновников, должна коснуться работающих пенсионеров, которые получат свой статус после 1 января будущего года. Предложение направлено на обеспечение сбалансированности бюджета. По прогнозу Минфина, в будущем году это может принести государственной казне 30,5 млрд рублей, в 2016 - 96 млрд и в 2017 году - почти 170 млрд.
- Мы предлагаем, чтобы все вступающие в пенсионную систему с 1 января 2015 года не получали фиксированную выплату к страховой пенсии, - заявил Лавров и добавил в ходе прений, что у людей будет выбор: работать или получать пенсию.
Что примечательно, вице-премьер Ольга Голодец, руководившая заседанием РТК, выступила резко против идеи Минфина об отмене выплаты части пенсий и даже назвала ее, эту идею, антиконституционной. Голодец подчеркнула, что представленных министерством планов правительство в целом не имеет и не поддерживает. То есть не видать Минфину “лишних” 30 млрд в бюджете.
- Вы не имеете права вот этот слайд сегодня демонстрировать, - обратилась Ольга Голодец к замминистра финансов (доклад Алексея Лаврова сопровождался презентацией). - Это личное предложение Минфина, которое было отклонено вчера на совещании. И выносить его сюда - это абсолютно некорректно. Это непрофессиональное предложение, оно не связано с пенсионной реформой: мы поставили задачу на увеличение размера пенсий. Предложение [Минфина] представляется нам антиконституционным. Мы будем придерживаться системы добровольного откладывания выхода на пенсию.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков, в свою очередь, выразил недоумение по поводу того, что только что обнародованные планы вообще появились у ведомства. Профлидер, иронизируя, предположил, что “это делается, чтобы обозлить пенсионеров”, и предложил Алексею Лаврову идти до конца и не “устраивать дискриминацию”: отменять выплату пенсий - так уж сразу всем работающим пенсионерам! Тем более что идея у Минфина возникла “в условиях дефицита рабочих рук и в условиях предложения по завозу неконтролируемого количества трудящихся мигрантов”.
- Чем отличается человек, ушедший на пенсию 1 января 2015 года, от ушедшего 31 декабря 2014-го? - задал вопрос Шмаков. - Человек, который вступил в трудовые отношения за сорок лет до того, как он уходит на пенсию, рассчитывал именно на те условия назначения пенсии, которые он согласовал при заключении трудового договора. И вдруг сорок лет проходит - а у него меняются условия назначения пенсии... За счет каких средств формируется эта фиксированная выплата? За счет обязательных взносов в Пенсионный фонд. И вы залезаете в бюджет Пенсионного фонда!
Впрочем, повторимся: Ольга Голодец гарантировала собравшимся, что позиция Минфина не отражает позиции всего правительства и даже расходится с ней. Неизвестно пока, правда, каково мнение представителей других министерств финансово-экономического блока. Все-таки госпожа Голодец возглавляет блок социальный, а между двумя названными группами постоянно идет борьба за бюджетные расходы. В интересах “социальщиков” - гарантировать, тратить, обещать; у “финансистов”, как правило, - экономить, откладывать, урезать. Но вспомним, что идея Министерства финансов, по словам вице-премьера, была отклонена на совещании правительства, и хотя бы на время успокоимся. Лишь бы не до внезапной реформы...
Источник: газета "Солидарность" №34 (961) 2014 г. от 17 сентября 2014г.