Без малого год назад олимпийский Сочи встречал лучших спортсменов мира — в борьбе сильнейших победила Россия. 7 февраля Сочи примет сотни профсоюзных лидеров и активистов со всех концов страны. Победит ли Россия в борьбе с недобросовестными работодателями, государственной бюрократией и халатностью чиновников на ответственных должностях?
О внутренних проблемах страны и путях их решения в преддверии IX съезда Федерации независимых профсоюзов России — наш разговор с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым.
— Михаил Викторович, съезды ФНПР — это всегда острые выступления участников, разбор работы федерации и постановка новых масштабных задач. Что ожидаете от нынешнего съезда? Какие задачи предложите?
— IX съезд ФНПР собирается в непростых условиях непрекращающегося наступления работодателей на права трудящихся и профсоюзов, наметившихся тенденций снижения социальных гарантий. Падение курса рубля относительно бивалютной корзины переводит экономику России в состояние коллапса. Попытки правительства России и Центрального банка выправить ситуацию неэффективны.
Пеняя на санкции, РСПП вновь пытается внести поправки в Трудовой кодекс РФ, развязывающие руки работодателям. Предлагается, например, расширение сферы применения срочных трудовых договоров, упрощение процедуры и сокращение сроков увольнения работников, то есть РСПП хочет решать свои проблемы за счет трудящихся.
Внешние факторы, безусловно, сказываются на экономической ситуации в стране. Но основные причины нарастания кризисных явлений — внутренние. Это прежде всего сырьевая модель экономического развития и неэффективность либеральных методов управления, в результате которых экономический рост в России фактически остановился. А реальная зарплата работников не только не растет, но неуклонно снижается. Потребительская инфляция, по оценкам экспертов ФНПР, наоборот, выросла и составляет уже более 20%.
Можно ответственно говорить о том, что при продолжении такой политики лишенные и западных, и российских кредитов предприятия будут ускоренно разоряться, а их работники пополнят армию безработных. В этой ситуации необходимы срочные и решительные меры. Власть России обязана ограничить действия валютных спекулянтов. Необходима программа внутреннего кредитования российских предприятий реального сектора экономики под сниженный процент. При этом контрольные органы обязаны не допустить перекачки кредитных средств на валютную биржу. Нужен жесткий контроль над ценами и пресечение попыток торговых сетей получить дополнительную маржу, используя ажиотажный спрос.
Федерация независимых профсоюзов России оценивает происходящее как крах либеральной экономической и финансовой политики, о пагубности которой проф-союзы России неоднократно говорили. Уже сейчас понятно, что впереди серьезная борьба. И на своем съезде мы решим, какие призывы выдвигать и какие действия предпринимать в борьбе за права трудящихся.
Инициативы как диверсии
— Много споров в прошлом году вызвал и законопроект о так называемых ТОР — территориях опережающего развития, где бизнес может меньше платить в социальные фонды, чем в других регионах. Какие перспективы, на ваш взгляд, у подобного закона?
— Нам предлагают создать территории, где будут отменены районные коэффициенты, а сумма взносов в социальные фонды составит всего лишь 7,6% от заработной платы. Разница между льготным и стандартным отчислением должна компенсироваться за счет государственного бюджета. Правда, в бюджете на это денег не предусмотрено.
Мы как профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии давали больше десятка замечаний по предварительному рассмотрению этого закона. Если оставить его в нынешнем виде, то проще сделать территорией опережающего развития всю страну! Почему в Вологодской, Ивановской, Курской областях платят полностью отчисления в социальные фонды, а в регионах, куда будут привлекаться инвестиции, — минимум? Если цель — создать в регионах хороший инвестиционный климат, давайте создадим его по всей стране! И пусть весь бизнес в России платит 7,6% в качестве взносов в социальные фонды, а государство будет доплачивать из бюджета. Тогда, может быть, вся Россия заживет, а не только ТОР?
Подобные инициативы некоторых чиновников и работодателей мы воспринимаем как неприкрытую диверсию по отношению к сложившейся системе социально-трудовых отношений. Поэтому борьба вокруг этого вопроса далеко не закончена.
— В конце прошлого года вновь обострилась тема введения в России профстандартов. С одной стороны — идея правильная: улучшить ситуацию на рынке труда, повысить производительность, с другой — у многих россиян возникают опасения, что новые стандарты только прибавят нам сложности. Каково мнение профсоюзов?
— Очевидно: национальная система квалификации необходима! Она должна увязывать между собой требования работника к рабочему месту, профессиональному образованию и заработной плате. Профстандарт должен описывать профессию, ранжировать уровни квалификации. На каждом уровне — определенный размер оплаты, базовый оклад, к которому работник может стремиться.
Проблема в том, что сегодня национальная система квалификации состоит из несовершенных элементов, никак не связанных между собой. Принятые стандарты разнородны по структуре и содержанию: в одних описана одна профессия, в других — несколько. В результате сложно определить общие правила применения профстандартов. Следовательно, работодатели смогут навешивать на работников столько обязанностей, сколько сочтут нужным.
Минтруд и работодатели выступают категорически против установления размеров зарплаты по уровню квалификации и увязки профстандартов с государственными образовательными стандартами. В результате учебные учреждения не смогут подготовить кадры, востребованные на рынке труда, а повышение квалификации не гарантирует работнику рост зарплаты.
Сегодня не ясно, кто и на основании чего будет оценивать уровень квалификации конкретного человека, кто, где и за чей счет будет готовить кадры для оценки и сертификации квалификации. В результате эта процедура может стать еще одним легальным способом отъема денег у населения.
Наше мнение: национальная система квалификации в сегодняшнем виде не ведет к обеспечению высокопроизводительных, а значит, достойных рабочих мест квалифицированными кадрами. Федерация независимых профсоюзов России предлагает установить срок введения в действие профессиональных стандартов для организаций всех форм собственности с 1 января 2020 года. При этом мы считаем необходимым дополнить обсуждающийся законопроект нормой об учете мнения профсоюзной организации при применении профессиональных стандартов в организации или на предприятии.
Совершенствовать систему
— Профсоюзы давно выступают за соответствие доходов населения прожиточному минимуму. Как оцениваете повышение минимальной оплаты труда в стране?
— В 2014 году размер минимальной зарплаты был установлен на уровне прожиточного минимума и выше только в 32 субъектах Российской Федерации. Бывает, что приемлемый уровень устанавливают только в частном секторе, а бюджетникам определяют гораздо меньшую сумму. Это недопустимо!
Мы видим, что с выполнением майских указов президента РФ по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы возникли сложности. Повысить зарплату удается в основном за счет увеличения эксплуатации работников, выживших после оптимизации бюджетных учреждений. В этом году ситуация может еще усложниться.
Что должно делать государство? Во-первых, обеспечить безусловное финансирование программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда. Во-вторых, отказаться от практики сворачивания перечня бесплатных услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры. В-третьих, не допустить изменения методики начисления средней зарплаты в регионах, которая ставит целью искусственное занижение темпов роста зарплаты бюджетников. В-четвертых, не допустить увеличения эксплуатации работников бюджетной сферы в ходе этих реформ.
Установление базовых ставок и окладов позволит также сократить несправедливую разницу в доходах и способствовать реализации принципа равнооплаты за равный труд на государственном уровне.
— Много нареканий сегодня и к системе выплаты пособий по безработице. Что предлагает здесь ФНПР?
— Одной из мер повышения качества трудовых ресурсов, как это ни покажется парадоксальным, является увеличение пособия по безработице. Для большинства безработных граждан это единственный источник дохода. Поэтому ФНПР предлагает установить два вида пособия по безработице: социальное базовое — примерно как сейчас существует — и страховое. Социальное базовое пособие должно выплачиваться безработным гражданам из средств федерального бюджета и соответствовать уровню прожиточного минимума трудоспособного населения России. Страховое пособие по безработице предлагается выплачивать из средств страхования от потери работы, которое необходимо восстанавливать. Минтруд нас в этом поддерживает.
Повысить внутреннюю мобильность
— Очень часто россияне винят в низкой зарплате и сложностях трудоустройства большое засилье мигрантов из стран ближнего зарубежья. Как оцениваете миграционную политику государства?
— Внешняя трудовая миграция регулируется неэффективно — это еще один вызов достойному труду. Бизнес и его политические сторонники в настоящее время пролоббировали принятие поправок в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан. Данные поправки направлены на замену квотирования как основного механизма контроля над привлечением иностранных трудовых мигрантов, системой получения патентов.
Патентная система фактически отменяет принцип приоритетного трудоустройства российских граждан и государственное регулирование иностранной рабочей силы. Законопроект не предусматривает возможности влиять на процесс привлечения иностранных работников прежними способами.
Мы предлагаем поставить процесс привлечения рабочих-мигрантов под контроль региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, ну и, соответственно, федеральной трехсторонней комиссии.
Другая проблема: долгие годы российская миграционная политика ограничивалась регулированием только внешней трудовой миграции. Внутренняя трудовая миграция выпала из системы государственного управления. Интерес к ней стал пробуждаться лишь в самое последнее время благодаря давлению профсоюзов и позиции восстановленного Минтруда, которое борется за цивилизованные трудовые отношения. Вместе нам удается шаг за шагом поправлять ситуацию.
Создается впечатление, что Федеральная миграционная служба вообще не способна регулировать миграцию. И фактически выполняет только полицейскую функцию. Но и Минтруд пока не спешит брать на себя всю ответственность за миграционную политику и регулирование рынка труда. Получается, этим вопросом сегодня больше занимаются полицейские в сапогах, а не специалисты-экономисты.
— Что еще мешает россиянам быть более мобильными, переезжать в другие города и регионы в поисках более достойной работы и заменять на рынке внешних мигрантов?
— Территориальная мобильность российских граждан осложняется неразвитостью рынка аренды доступного жилья, низким размером пособия по безработице и компенсации за проезд. Результат — высокий уровень безработицы среди сельского населения в населенных пунктах с моноэкономической структурой, регионах Северного Кавказа и других. Ситуация осложняется привлечением иностранной рабочей силы при наличии квалифицированных безработных соотечественников в соседних регионах.
Но мы рады, что Минтруду в прошлом году удалось наконец убедить правительство России в необходимости принятия федерального закона о повышении внутренней трудовой мобильности. Суть законопроекта заключается в компенсации работодателю расходов на привлечение граждан из других регионов России.
— Многие проблемы в сфере труда можно решить только путем договоренности всех сторон: профсоюзов, работодателей, государства. Как достичь реального социального партнерства?
— По Трудовому кодексу одним из принципов социального партнерства является добровольность принятия сторонами на себя обязательств в сфере труда. Обязательства брать всегда сложно, поэтому необходимо создать условия, когда работодателю будет выгоднее участвовать в социальном партнерстве, чем игнорировать его.
В связи с этим мы направили в Минтруд следующие предложения. Во-первых, дополнить перечень требований к участникам госзакупок — они должны участвовать в системе социального партнерства, входить в объединения работодателя и выполнять отраслевые региональные соглашения. Кстати, в ряде регионов такие требования уже выставляются. Ранее подобная практика была в Москве, сегодня — в Ростовской области, где губернатор Голубев убеждает работодателей и организации присоединяться к отраслевым соглашениям и использует для этого все возможные ресурсы. Подобный опыт надо распространять и на другие регионы.
Во-вторых, нужно обязать госкомпании участвовать в объединениях работодателей и распространить на них отраслевые соглашения. Как показывает практика, компании с мажоритарным государственным участием более склонны к подобным договоренностям. Им только нужно убедительно сказать, что это необходимо. А пока не скажешь, они первые будут сопротивляться. В-третьих, исключить меры государственной поддержки организаций, находящихся вне системы социального партнерства. Это должен быть четкий посыл к бизнесу со стороны государства.
ФНПР рассматривает социально-экономические условия начала 2015 года не как обстоятельства, оправдывающие свертывание социально-трудовых гарантий, а как возможность установления эффективного социального диалога, обеспечивающего достойный труд и устойчивый экономический рост. Мы представляем интересы миллионов членов профсоюзов и готовы как к переговорам по всем имеющимся и возникающим проблемам, так и к борьбе за социальную справедливость и достойную жизнь россиян. И в этой борьбе мы намерены побеждать!
Пресс-служба ФНПР