Профсоюзы республики начинают переговоры о повышении «минималки».
Далеко не все работники торговли защищены от произвола работодателей — профсоюзы действуют только в крупных республиканских сетях.
Федерация профсоюзов получила «добро» от правительства республики и начинает переговоры о повышении минимального размера оплаты труда, сообщил председатель организации Амирхан САМИРХАНОВ.
— Главным нашим вопросом, о котором мы всегда говорим, является зарплата, — пояснил руководитель федерации. — Сегодня в республике МЗП для работников бюджетной сферы составляет 6 тысяч рублей, в реальном секторе экономики — 6,9 тысячи рублей. Мы несколько раз обращались в правительство с предложением повысить зарплату, ставили вопрос на заседании трехсторонней комиссии. И вот на днях заручились его согласием.
Какие еще вопросы решают профсоюзы, как помогают работникам?
Светлана ПРОНИНА, председатель рескома профсоюза работников народного образования и науки:
— Плотно работаем в сфере законодательства. Например, внесли много поправок в последний закон об образовании. Благодаря тому, что мы бились за них, подключали депутатов, очень многие позиции в образовании были сохранены, мы не потеряли поддержку государства.
Один из главных вопросов — зарплата. У учителей есть основной оклад, а есть компенсационные и стимулирующие выплаты, на которые приходится до 40 — 50 процентов. И очень важно, чтобы они выплачивались правильно. Второй год проводим вебинары для директоров школ, где объясняем, как это делать, выезжаем на места. Эффект есть: серьезных обращений в вышестоящие инстанции практически не стало.
Павел ЗЫРЯНОВ, председатель рескома профсоюза работников здравоохранения:
— Правительство пытается вести атаку на остатки льгот и гарантий. А профсоюзы отслеживают негативные последствия законодательных актов социальной направленности, пытаются препятствовать их принятию или уменьшить последствия этого шага.
В нашей сфере море проблем. По специальной оценке условий труда работа участкового врача оценивается как труд грузчика — сколько километров прошел, сколько тяжестей перенес. А биологический фактор, психоэмоциональная составляющая не учитываются. В здравоохранении очень много рисков — только недавно был случай, когда фельдшера «скорой помощи» ударили ножом. Мы пытаемся что-то сделать в этом направлении, но получается с трудом.
Другая проблема — назначение пенсии за выслугу лет. Наши юристы готовят до 200 исков в год, и в 98 процентах случаев суд принимает решение в пользу работников.
Больные и их родственники подают в суд на большие суммы за якобы неправильно оказанную помощь. Чтобы защитить медиков, мы создали фонд «Солидарность». В прошлом году по пяти случаям были предъявлены иски на сумму 7,7 млн рублей, а в итоге осталось 600 тысяч рублей.
С 2016 года для специалистов-медиков вводится аккредитация, и они станут субъектами права. Если сейчас исковые требования «отбивает» учреждение, у которого есть административный ресурс, юристы, то со следующего года специалист останется с этой проблемой один на один. И это тоже требует наших действий.
Роман КАЛЯКУЛИН, председатель рескома профсоюза трудящихся авиационной промышленности:
— На наших авиационных предприятиях изменилась производственная модель — был ликвидирован институт генерального директора. Если раньше мы понимали, кто является работодателем и с кем мы можем вести диалог, то сегодня появились новые вертикально интегрированные структуры — холдинги «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Технодинамика», представленные через наши предприятия в Кумертау, Уфе.
Вопросы прибыльности для этих структур вышли на первый план, а люди отошли на второй. Эффективность стала выражаться в следующем: при меньшей численности снижаются издержки по зарплате, повышается выработка на одного работника.
В начале года на Кумертауском авиационном предприятии было объявлено о массовом сокращении работников. Проблема могла коснуться 800 человек. Но мы при поддержке правительства республики смогли убедить наших социальных партнеров в ненужности скороспешной оптимизации, доказали необходимость сохранения этих людей и в экономическом, и в социальном плане.
В Уфе были серьезные проблемы с предприятиями, входящими в холдинг «Технодинамика». Встал тот же вопрос экономической эффективности, под угрозой увольнения оказались более тысячи человек. Посчитали, посмотрели — где-то сокращение действительно необходимо. Другое дело, как подходить к решению этого вопроса. В совместном переговорном процессе удалось убедить владельцев предприятия по ряду позиций.
Гузель МИРОШНИЧЕНКО, председатель рескома профсоюза работников химических отраслей промышленности:
— Минимальный размер оплаты труда не должен быть одинаковым для всех отраслей. В химической отрасли мы давно его превысили и ставим цель, чтобы минимальная зарплата рабочего равнялась четырем прожиточным минимумам.
К чести наших работодателей, с утверждением новой методики спецоценки условий труда они не стремятся отнять гарантии и компенсации у работников. Даже если условия труда улучшились, изыскиваются возможности для сохранения компенсаций или увеличения зарплаты.
Мы активно проводим спортивные, культурные мероприятия, но государство нас в этом не поддерживает. Между тем мы нуждаемся в этой поддержке, хотя бы в виде пониженных отчислений страховых взносов как социально ориентированным организациям.
На всех предприятиях заключены коллективные договоры, институт уполномоченных по охране труда внедрен в стандарт предприятий. И это дает свой результат — количество несчастных случаев на производстве снизилось.
Айдар АХУНЬЯНОВ, председатель рескома профсоюзаработников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства «Торговое единство»:
— В сфере потребительского рынка работают 160 тысяч человек, а в наш профсоюз входят 9 тысяч человек, то есть менее 4 процентов.
Большинство владельцев сетей и торговых предприятий ставит задачу получения максимальной прибыли при минимальных издержках. На многих предприятиях, где нет профсоюза, огромное количество жалоб — на незаконные переработки, штрафы, увольнения. Но таких массовых акций, как в других отраслях, нет: работники требуются постоянно, и незаконно уволенные без проблем уходят на другие предприятия.
Прежде всего мы создали профсоюзы на наших крупных республиканских торговых предприятиях — в «Матрице», «Полушке», «Ярмарке», «Байраме», «Сабантуе», заключили коллективные договоры. Но убедить работодателей в их необходимости было очень тяжело.
Большую тревогу вызывает наступление транснациональных торговых сетей. Трудно найти общий язык с владельцами, которые находятся за пределами республики, вести с ними разговор о создании профсоюзной организации. Тем не менее ставим задачу развиваться, закрепляться, создавать новые профорганизации.
По материалам газеты Республика Башкортостан
24 ноября 2015