Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые принципы оплаты медицинских услуг стали темой «круглого стола», проведенного Комитетом по охране здоровья 7 апреля.
В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь.
Предваряя обсуждение, заместитель председателя Комитета Сергей Дорофеев заметил, что «бесконечное погружение» в систему обязательного медстрахования различных видов высокотехнологичной помощи без решения сопутствующих вопросов может привести к ряду проблем.
«Мало провести высокотехнологичную операцию, необходимо выходить пациента, создать ему условия для последующей реабилитации, - аргументировал С.Дорофеев. - В ряде случаев медики предписывают пожизненно принимать определенные лекарства, которые стоят недешево и зачастую оказываются людям не по карману. Между тем, отсутствие необходимой терапии нередко приводит к повторным операциям, а это дополнительные траты в объеме порядка 6 млрд. рублей в год».
Кроме того, передача в ОМС высокотехнологичной помощи при отсутствии необходимого финансирования неизменно приведет к сокращению расходов на повседневную медпомощь.
Как пояснила заместитель министра здравоохранения Наталья Хорова, существуют два перечня высокотехнологичной помощи. Один включен в базовую программу ОМС. Это в основном уже широко растиражированные операции, которые проводятся как в федеральных, так и в региональных клиниках и оплачиваются территориальными фондами ОМС по факту оказания услуги.
В 2016 году в этот перечень дополнительно включены методы лечения поджелудочной железы, печени, желудочно-кишечного тракта, хирургическое лечение заболеваний надпочечников, помощь по офтальмологии, урологии, эндокринологии.
Медпомощь из второго перечня, не включенного в базовую программу, оказывается федеральными учреждениями, подведомственными в основном Минздраву, и региональными центрами, получающими бюджетные субсидии. Речь идет о применении самых современных, прорывных и высокозатратных методов и технологий.
Для стабильного функционирования системы высокотехнологичной помощи действующий порядок, предусматривающий бюджетные субсидии, необходимо сохранить, полагает Н.Хорова. Соответствующий законопроект уже подготовлен Министерством.
Однако у Министерства финансов на этот счет иное мнение. В Минфине предлагают всю высокотехнологичную помощь погрузить в систему ОМС.
По словам заместителя министра финансов Айрата Фаррахова, продолжение начатых реформ в здравоохранении будет способствовать более эффективному использованию средств и дальнейшему развитию технологий, а предложение Минздрава не соответствует основным страховым принципам. Кроме того, оно создаст новое расходное обязательство.
Директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Владимир Стародубов констатировал, что в настоящее время происходит замещение средств бюджета средствами Фонда. «Постепенно погружая виды помощи в ОМС, мы уменьшаем финансовую базу здравоохранения. Это ставит крест на федеральных клиниках в том виде, в котором они должны быть», - предупредил он.
Депутат Лариса Фечина, избранная в Госдуму от Свердловской области, входящей в число регионов с развитой системой ВМП, заметила, что даже у таких регионов возникает искушение сократить территориальную программу госгарантий.
«Мы уже многое погрузили в ОМС: скорую помощь, теперь ВМП. Это приводит к тому, что и первичная медпомощь сокращается, и высокотехнологичная финансируется на недостаточном уровне. Объемы ВМП не должны увеличиваться в ущерб базовой программе финансирования», - сказала депутат.
Источник:Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации