На оплату больничных денег не хватает. На детский отдых - тоже не хватает. Видимо, если бы на заседании Российской трехсторонней комиссии 27 мая присутствовал премьер-министр Дмитрий Медведев, он бы пожелал всем держаться и хорошего настроения. Но поскольку его не было, соцпартнеры обсуждали, откуда же взять финансирование. Предложения звучали такие, что в пору хвататься за голову. И держаться.
РАСХОДЫ СОКРАТЯТ ЗА СЧЕТ ГРАЖДАН
Глава Фонда социального страхования Андрей Кигим на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) отчитался о выполнении бюджета фонда за 2015 год. Бюджет оказался дефицитным: доходы составили 541 млрд рублей, а расходы - 612 млрд. Причем наибольший дефицит был вызван обязательным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 36 млн рублей. Деньги на это все же нашлись во “внутренних источниках финансирования”, однако Кигим предупредил, что в 2017 году могут возникнуть проблемы.
- Традиционно дефицит по страхованию по больничным листам и рождаемости у нас около 30 млрд рублей. В этом году мы его гасим за счет остатков средств [прошлого года], но при обсуждении бюджета на 2017 год нам придется эту проблему решать. Либо увеличивать доходы, то есть повышать тариф, либо сокращать расходы, - сообщил глава соцстраха.
Кроме того, Андрей Кигим отметил еще одно проблемное направление: санаторно-курортное обеспечение. Оно тоже традиционно дефицитное и, по мнению главы фонда, “надо либо монетизировать эту льготу, либо устанавливать право на пользование ею не раз в год, а раз в четыре года”.
Министр труда Максим Топилин обратил внимание на то, что нельзя решать проблему дефицита по одному виду страхования за счет изъятия профицита из другого - при этом рушится вся страховая модель.
- Мы предлагали - но профсоюзы нас не поддержали - начать постепенное увеличение требований по стажевым характеристикам по больничному листу, - напомнил он. - Мы либо найдем разумное решение, либо у нас будут постоянные попытки изъять профицит по одному из видов страхования.
В прошлом году Минтруд разработал законопроект, который предусматривал оплату 100% больничного листа только сотрудникам со стажем больше 15 лет. При стаже от 8 до 15 лет можно было бы рассчитывать на оплату больничного в размере 80% от средней зарплаты, а при стаже меньше 8 лет - 60%. Сейчас для выплаты 100% оклада при назначении больничного требуется стаж работы 8 лет.
Работодатели на заседании РТК предложили обсудить еще один способ сделать бюджет соцстраха сбалансированным: вообще вывести единовременную выплату при рождении ребенка для незастрахованных граждан из соцстраха. Мол, это не страховая выплата, поэтому ей не место в фонде.
- То есть работодатели предлагают лишить незастрахованных выплаты при рождении ребенка? - удивился Топилин.
- Нет. Изменить источник покрытия. Это государственное обязательство, и финансироваться оно должно из средств бюджета, - пояснила представитель стороны работодателей.
- Я не думаю, что нам сейчас удастся переложить расходы со страховых взносов на обязательства бюджета… - ответил министр труда.
Впрочем, однозначно этот вопрос придется как-то решать, и профсоюзам стоит быть к нему готовыми.
ДЕТЕЙ ОТДОХНЕТ МЕНЬШЕ
Снова приходит лето, а с ним традиционные проблемы детского отдыха. В первую очередь - недостаточное финансирование. Формально ситуация за год, вроде бы, не ухудшилась (или ухудшилась незначительно), но добиться главного - доступности отдыха - все равно пока не удается. По данным Минтруда, в период нынешней летней кампании количество загородных оздоровительных лагерей останется на уровне 2015 года (около 2,5 тыс.), а вот число лагерей на базе санаториев уменьшится с 713 до 706. Даже охват “асфальтовым отдыхом”, то есть лагерями с дневным пребыванием детей в городе, сократится на 2 тыс. Их планируется открыть только 40 тыс. на всю страну. Снижение показателей связано в основном с оптимизацией сети малокомплектных школ и ремонтом в школах.
Всего летом смогут отдохнуть 8,26 млн детей, что на 2,5% меньше, чем в прошлом году. Число отдыхающих ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, также уменьшится - на 3%. При этом вырастет средняя стоимость путевки в загородный детский оздоровительный лагерь. В этом году она составит 19 тыс. рублей (в прошлом году - 18,1 тыс.).
Минтруд отчитался, что на обеспечение детского отдыха предусмотрено более 41,1 млрд рублей в бюджетах субъектов РФ, что на 1,4% меньше, чем было израсходовано в 2015 году. Хотя финансирование в регионах увеличилось на 5,5% к уровню 2015 года.
- Если финансирование растет - это еще не означает, что оно достаточное, - делает вывод зампред ФНПР Нина Кузьмина. - Выделенное финансирование поступает несвоевременно. Если не сумели его вовремя освоить - деньги “сгорают”. Плюс для организаций, которые занимаются оздоровлением детей, установлены высокие тарифы на электроэнергию, высокие ставки на землю. А потом мы удивляемся, почему цена одного дня отдыха растет…
Профсоюзная сторона отметила, что до сих пор не выполнено решение РТК о создании единого органа на федеральном уровне, который бы координировал вопросы детского отдыха. Было также предложено создать аналогичные органы на уровне субъектов РФ, чтобы все работали по единым стандартам. Но мало того, что этого нет, так еще и законопроект по организации детского отдыха готовится без участия социальных партнеров!
Министр труда Максим Топилин внезапно согласился со всеми замечаниями профсоюзов и предложил рассмотреть проект закона в сентябре - октябре.
- Я полностью согласен, что надо наращивать финансирование, потому что мы сравниваем его с прошлым годом, но не говорим о доступности отдыха. Регионы с точки зрения охвата действуют по-разному. Когда мы говорим о средствах, которые выделяются, это не значит, что доступность в каждом регионе одинаковая. А мы должны стремиться именно к достаточной доступности отдыха, - заверил Топилин.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЗАКОНОПРОЕКТАМИ
Хотя законопроекты, касающиеся социально-трудовых прав, положено проводить через РТК до принятия их правительством или направления в Госдуму, так, к сожалению, происходит не всегда. Вот и еще один законопроект прошел “мимо” - его уже внесли в Госдуму. Профсоюзы потребовали от координатора РТК провести внутреннее расследование, чьи действия или бездействие привели к нарушению Генсоглашения и процедуры прохождения законопроектов.
Речь идет о законе-спутнике к закону об обязательном медицинском страховании, который предусматривает создание механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медпомощи в 2017 году и возможность направлять средства из бюджета фонда медстрахования напрямую в федеральные госучреждения в виде субсидий на оказание высокотехнологичной медпомощи, не входящей в базовую программу ОМС.
Внезапно Максим Топилин бросился на защиту своих коллег и решил обвинить профсоюзы в плохой работе:
- Правительство вносит много законопроектов. Но стороны тоже должны смотреть на то, как идет процесс подготовки законопроектов. Все эти проекты висели на сайтах ведомств. То есть мы за этим не следим, а когда мы вдруг увидели, что нас что-то касается, - начинаем говорить: давайте проводить расследование. Проведите у себя расследование! Кто не посмотрел за прохождением законопроекта?
- Мы именно потому и поставили этот вопрос, что мы следим! Есть же процедура, регламент... - удивилась Кузьмина.
- То есть вы говорите, что только правительственная сторона должна отслеживать законопроекты и оценивать, касается это социально-трудовых отношений или нет? - не отступал министр труда, видимо забыв, что это как раз и входит в обязанности правительства.
На помощь пришел вице-президент РСПП Федор Прокопов, заявив, что профсоюзы правильно ставят вопрос. Есть процедура, в соответствии с которой законопроект должен быть рассмотрен на заседании РТК, и ее надо соблюдать.
- А Минздрав, наверное, счел, что там ничего не касается прав застрахованных! - начал фантазировать министр. Впрочем, его все же удалось уговорить провести расследование.
Источник: Газета «Солидарность»
3 июня 2016