Прошедший 2016 год был далеко не простым, и требовал от Профсоюза приложения многих усилий в работе, связанной с его представительской и защитной функциями в интересах членов Профсоюза. Среди множества разнообразных вопросов, которыми занимался Профсоюз, мы попытались выделить основные результаты года, непосредственно влияющие на состояние и дальнейшее развитие, совершенствование системы здравоохранения в стране.
В ходе рассмотрения и обсуждения проектов федерального бюджета и бюджета федерального фонда ОМС на соответствующий плановый период Профсоюз возражал против практики изъятия средств ОМС в федеральный бюджет на нестраховые цели. Наши обоснованные замечания учтены. На 2016 год в бюджете ФФОМС сохранены средства в размере 92 млрд.руб.
- Профсоюз совместно с Минздравом России инициировал в субъектах РФ работу по совершенствованию систем оплаты труда, направленную на увеличение доли оклада в структуре заработной платы работников здравоохранения. Новые системы оплаты труда введены в 67 субъектах РФ.
- В рамках ФНПР проводилась работа по повышению уровня МРОТ, который с 1 июля 2016 года увеличен с 6 204 руб. до 7 500 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года МРОТ составит 7 800 рублей.
По предложению Межведомственной рабочей группы Минздрава России с участием Профсоюза приказами Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2015 № 290н и от 19.12.2016 № 973н утверждены типовые нормы труда врачей по 10 специальностям. Утвержден План по разработке норм труда по иным специальностям на период до 2020 года.
- В Единых рекомендациях РТК на 2017 год утверждены предложения ЦК Профсоюза и Минздрава России об установлении предельной доли расходов (не более 40%) на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения здравоохранения.
- Внесенные в 2016 году изменения в Трудовой кодекс РФ предусматривают обязательное установление учредителями учреждений предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений. В Единых рекомендациях РТК на 2017 год учтены предложения ЦК Профсоюза и Минздрава России об установлении указанного соотношения в учреждениях здравоохранения субъектов РФ в кратности от 1 до 6.
- В ходе рассмотрения отдельных норм законодательства о специальной оценке условий труда Профсоюз добился изменения законодательства в части установления права работника в идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
- Профсоюз совместно с Минздравом России инициировал внесение изменений в Перечень, устанавливающий особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, осуществляющих оказание психиатрической и медицинской помощи больным с психическими заболеваниями и расстройствами (постановление Правительства РФ от 14.12.2016 № 1351).
Отмена приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н повлекла бы за собой превышение предельно допустимых показателей эпидемического порога по инфекционным заболеваниям и как следствие более высокую загруженность организаций системы здравоохранения при уже имеющемся дефиците медицинского персонала, а также низкую результативность своевременного выявления случаев профессиональной заболеваемости.
В рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) Профсоюз и Минтруд России не допустили отмену нормативных правовых актов Союза ССР и РСФСР, дающих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для отдельных категорий медицинских работников. Дополнительный отпуск дается за стаж работы, его продолжительность — три дня.
Профсоюзу удалось добиться отмены спорных моментов, содержащихся в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки, исходя из обязанностей соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». В случае принятия данных предложений сельские медики в подавляющем большинстве случаев потеряли бы право на предоставление мер социальной поддержи по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Активная позиция Профсоюза по отстаиванию прав медицинских и фармацевтических работников на оплату жилищно-коммунальных услуг завершилась принятием в 2016 году постановления Правительства Чеченской Республики об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам в Чеченской Республике, работающим и проживающим в сельской местности (поселках городского типа).
За 2016 год техническими и правовыми инспекторами труда ЦК Профсоюза проведено более 2500 проверок по теме «Роль выборных органов всех уровней в проведении специальной оценки условий труда и соблюдение прав работников на компенсационные меры по результатам СОУТ», в ходе которых устранено более 9 тысяч нарушений (продолжительность рабочего времени, отмена (или снижение) продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска и компенсационных выплат).