Об этом глава Минтруда России заявил на Социальном форуме «Ответственное взаимодействие бизнеса и власти в интересах социального развития» в рамках Недели российского бизнеса.
«Нам нужно все-таки перешагнуть через разногласия, которые дискутировались в последние годы. В течение весенней или осенней сессии, в рамках процедур, которые отрабатываются совместной рабочей группой во главе с вице-спикером Госдумы Александром Дмитриевичем Жуковым, наконец, перейти к единообразному пониманию, что мы хотим сделать с минимальным размером оплаты труда», – сказал Максим Топилин.
По его словам, представлены несколько позиций, и необходимо «выбрать и принять решение по одной из этих позиций».
«Если мы с вами не можем взять на себя ответственность установить минимальную заработную плату на уровне 11 тысяч рублей, мне это кажется не совсем серьезным… Когда мы говорим, что Россия не может такие обязательства исполнить, мы просто себе не верим или не доверяем. Это достаточно скромная цифра, и нужно принять по этому поводу решение», – отметил Министр.
В своем выступлении он также обратил внимание на проблему значительной дифференциации в заработных платах и доходах населения в коммерческом секторе.
«За последние 10-12 лет мы продвинулись вперед с точки зрения снижения дифференциации заработных плат, и сейчас этот показатель находится на уровне 15*», – рассказал Максим Топилин.
Он напомнил, что Правительство России в 2016 году для организаций бюджетной сферы законодательно ввело ограничение по заработной плате не только руководителей организаций, но их заместителей и главных бухгалтеров. При этом Министр добавил, что неправильно было бы на законодательном уровне вмешиваться в частные вопросы дифференциации зарплат для негосударственных компаний. «Поэтому с вашей стороны необходимо было бы услышать эту тенденцию и внутри отраслевых соглашений, коллективных договоров об этом задуматься. Мы призываем вас к разумному диалогу в этом направлении», – обратился Максим Топилин к представителям бизнеса.
Глава Минтруда России также отметил, что необходимо усиливать страховые принципы и уходить от зависимости государственных внебюджетных фондов от бюджета, и последние шаги по реформированию пенсионной системы и системы социального страхования были сделаны именно в этом направлении.
«Мы в Стратегии развития пенсионной реформы и других стратегических документах договаривались – мне кажется, это была позиция всех трех сторон – о том, что мы должны усиливать страховые принципы и уходить от зависимости государственных внебюджетных фондов от бюджета», – сказал Максим Топилин.
По его словам, дефицит Пенсионного фонда вызван в том числе решениями по снижению страховой нагрузки на работодателя. «Дефицит – от принятых нами решений, это рукотворное снижение нагрузки на бизнес, причем только отдельных отраслей, – сказал глава Минтруда России. – Почему-то отдельные отрасли у нас находятся в льготном положении. Кто расплачивается за эту историю? За эту историю расплачиваются другие работодатели, которые работают по стандартному тарифу. В этой связи возникает трансферт, потому что пенсии нужно платить в том объеме, в котором они платятся, и индексировать их соответственно».
Он также сказал, что «пока не видел конкретных предложений по различным налоговым маневрам».
«Предложения по поводу резкого снижения страховых взносов ведут к усилению трансфертной зависимости, это означает, что половину бюджета Пенсионного фонда мы будем наполнять за счет трансферта. Мне кажется, это неверно. Мы должны и дальше сохранять страховые принципы в пенсионном и социальном страховании. Это ключевая задача», – резюмировал Министр.
Глава Минтруда России обозначил, что снижение тарифов страховых взносов не поможет «обелить» рынок труда. «Никогда мы никакой легализации не добьемся, если работники не будут видеть зависимости между тем, сколько за них платят взносов и теми правами, которые формируются в пенсионной системе и системе социального страхования, – заявил он. – Посмотрите статистику: в 2005 году понизили тариф – как было 13-14% нелегального фонда оплаты труда, так и осталось».
Министр Максим Топилин также назвал отрасли, в которых распространены нелегальные трудовые отношения. «Где находится нелегальная оплата труда? Стройка, сельское хозяйства, услуги, торговля – процентов 80. Почему? Потому что наличный оборот, такие условия хозяйствования», – сказал он.
Министр затронул также тему доступности среды в негосударственном секторе. «Сейчас мы плотно занимаемся вопросами доступной среды для инвалидов и постепенно переходим от регулирования в государственном секторе к сектору, в котором ключевую роль играет бизнес», – отметил Министр.
«Я прошу вас посмотреть на лучшие практики, которые уже появляются внутри бизнес-сообщества», – сказал он. Например, такие компании как РЖД, Аэрофлот, Сбербанк, ВТБ 24 отрабатывают различные подходы, технологии и стандарты обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов.
«Крайне важно сдвигать эту работу на уровень более мелких компаний. Мы надеемся, что бизнес здесь будет проявлять активность», – подчеркнул Максим Топилин.
*По данным Росстата, соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой с 2000 года снизилось более чем в два раза до 14,5 раз.