Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О концессионных соглашениях»» подготовлен Минздравом России совместно с Минэкономразвития России во исполнение перечня поручений по итогам совещания об инновационном развитии медицины с использованием механизмов государственно-частного партнёрства 21 июля 2015 г. в Новосибирске (№ ДМ-П12-77пр, пункт 1).
Федеральным законом создаются правовые условия для участия федеральных государственных бюджетных учреждений на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению в отношении закрепленных за ними объектов здравоохранения.
Передаваемые федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения полномочия концедента будут устанавливаться решением (актом) Правительства России о заключении концессионного соглашения. К таким полномочиям, например, относятся подготовка проектов конкурсной документации и концессионных соглашений, обеспечение деятельности конкурсной комиссии и мониторинг исполнения концессионером взятых на себя обязательств по концессионному соглашению.
Принятие и реализация федерального закона позволят сформировать дополнительные условия для развития механизмов государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения, расширить практику заключения концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения, привлечь новые инвестиции в здравоохранение.
Отметим, что на встрече Президента России Владимира Путина с представителями медицинского сообщества, пациентских организаций, образовательных учреждений и врачебных ассоциаций России в ходе рабочей поездки главы государства 16 марта 2018 г в Санкт-Петербург на площадке Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова обсуждался широкий круг вопросов, в том числе использование механизмов ГЧП в здравоохранении.
Президент России Владимир Путин подчеркнул, что нужно развивать государственно-частное партнерство. Надо только никогда не забывать, что у нас должен быть совершенно определённый набор инструментов для того, чтобы люди могли пользоваться бесплатной медициной в стране. Это требование закона, и мы должны его исполнить.
Вместе с этим глава государства обратил внимание на то, что механизмы ГЧП не должны заменить ни в коем случае всего, что касается государственного финансирования, но будут дополнять общие усилия государства в направлении развития здравоохранения.
В свою очередь, в своем выступлении на итоговой коллегии Минздрава России Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова отметила, что в 2017 году здравоохранение стало лидером по количеству инициированных и реализуемых инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в социальной сфере. На различных этапах реализации 118 проектов, из них 84 находятся на инвестиционно-эксплуатационной стадии.
Количество проектов, особенно концессий, в сфере здравоохранения неуклонно увеличивается. Растет количество поданных в официальном порядке и рассмотренных органами власти частных концессионных инициатив.
16 марта текущего года Правительство Российской Федерации наделило Минздрав полномочиями по рассмотрению таких инициатив в отношении федеральной инфраструктуры здравоохранения.
В настоящее время объем инвестиций в проектах ГЧП составляет 63,5 млрд. рублей, при этом объем частных инвестиций в проектах ГЧП достиг 56 млрд. рублей (это 88,2% от общей величины).
Если говорить об инвестиционном потенциале здравоохранения, то он высок и определяется, прежде всего, степенью износа основных фондов (57% на начало 2017 года).
Мы прогнозируем повышение интереса представителей бизнеса и органов государственной власти субъектов Российской Федерации к такому способу развития медицинской инфраструктуры.
На федеральном уровне Министерством продолжается работа по запуску пилотных проектов, которые позволят сформировать на практической базе необходимые типовые решения и документы.