Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения РФ

Профсоюз направил свои предложения в адрес Общероссийского народного фронта

В рамках рассмотрения на «Форуме действий» ОНФ в ноябре с.г. итогов деятельности Общероссийского народного фронта за прошедшие три года, определения основных направлений его работы на предстоящий период, ЦК Профсоюза считает необходимым обратить особое внимание на решения кадровой проблемы в системе здравоохранения, как важнейшего фактора повышения доступности и качества медицинской помощи, обеспечения стабильного функционирования отрасли.

Так, требуют рассмотрения и решения на федеральном уровне вопросы, связанные с выполнением «майских» 2012 года Указов Президента РФ в части повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников здравоохранения.

По существу, механизмы статистического анализа повышения зарплаты «указных» категорий работников прямо ориентированы на сокращение расходов бюджетов всех уровней и, фактически, направлены на существенную коррекцию Указов Президента РФ. В их числе:

  • замена понятия «средняя заработная плата» в целом по субъекту РФ на понятие «среднемесячный доход от трудовой деятельности» привела к существенному уменьшению исходной величины, относительно которой определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных категорий бюджетников;
  • учет в заработной плате работников бюджетной сферы ряда выплат, не связанных непосредственно с осуществлением работником трудовой функции, носящих социальный характер, в т.ч. оплаты питания и проживания, противоречит действующему трудовому законодательству;
  • учет в среднем заработке всей дополнительной работы, объем которой в здравоохранении чрезвычайно велик в связи с проблемами с кадровым обеспечением, не позволяет оценить реальный уровень материальной оценки труда работников.

Указанные выше подходы к статистическому учету уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, по сути, искажают смысл Указов Президента РФ, формально позволяют достичь утвержденные «дорожными картами» показатели без фактического роста заработной платы и, соответственно, не нацеливают руководителей субъектов РФ и учреждений здравоохранения на принятие конкретных мер по ее повышению.В результате реальный размер заработной платы конкретных работников несопоставим с теми средними величинами, которые озвучиваются в отчетах на всех уровнях власти, что вызывает высокую степень напряженности в трудовых коллективах и негативную оценку работниками проводимых реформ.

Серьезную озабоченность вызывает также тот факт, что в рамках реализации «Дорожных карт» возникают неурегулированные вопросы, связанные с «выравниванием» уровня оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала, средняя заработная плата которых, в соответствии с Указом Президента РФ, в 2018 году сравняется и достигнет уровня средней зарплаты по субъектам РФ. В целях обеспечения норм трудового законодательства в части зависимости заработной платы от квалификации работника необходима разработка механизмов дифференциации уровней оплаты труда среди этих категорий работников.

До настоящего времени Правительством РФ не реализованы нормы Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 и Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2012–2018 годы, связанные с утверждением (в 2015 г.) базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников, которые должны являться основой государственных гарантий в системах оплаты труда работников с учетом специфики их деятельности. В результате, меры по совершенствованию региональных систем оплаты труда, направленные на увеличение гарантированной части заработной платы (должностного оклада), не обеспечивают формирование унифицированных отраслевых подходов к структуре и размерам составных частей заработной платы, что обуславливает значительный внутриотраслевой региональный дисбаланс в кадровой сфере.

Рассматривая результативность реализации Указов Президента РФ и решений Форумов ОНФ в части повышения эффективности деятельности системы здравоохранения, необходимо обратить внимание на тот факт, что в рамках реализации долгосрочной стратегии реформирования отрасли, ориентированной на повышение доступности и качества медицинской помощи с учетом уровней ее оказания, наиболее проблемным оказалось звено первичной медицинской помощи.

Одним из факторов, обусловивших складывающиеся проблемы в этой части, является крайне низкий уровень укомплектованности первичного звена кадрами специалистов, в первую очередь, на селе, что объективно обуславливает чрезмерную интенсификацию труда работающих и, как следствие, ухудшение доступности и качества медицинской помощи.

В связи с этим считаем необходимым принять на федеральном уровне ряд решений. В их числе:

  • рассмотреть возможность дифференцированного подхода к определению объемов финансовых средств, направляемых в субъекты РФ из ФФОМС (с 2018 г. – из Федерального бюджета) в рамках программы «Земский доктор», с учетом сложившихся показателей укомплектованности врачебными кадрами ( физическими лицами) сельского здравоохранения, объективных территориальных особенностей субъектов РФ и фактических финансовых возможностей бюджетов субъектов РФ;
  • с учетом ориентации реформирования здравоохранения на расширение компетенций и полномочий специалистов среднего звена в рамках реструктуризации сети здравоохранения учредить Программу, направленную на привлечение среднего медицинского персонала для работы на селе (ориентировочное название — «Земский фельдшер»). Поручить Минздраву России определить условия реализации данной Программы и категории специалистов, подлежащих господдержке;
  • при определении размеров финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования предусмотреть механизм ежегодного увеличения тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, с учетом объемов, необходимых для индексации фондов оплаты труда учреждений не ниже уровня инфляции.

Учитывая, что повышение уровня обеспеченности трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов работников является важнейшим фактором повышения престижности профессии медицинского работника, что объективно будет способствовать обеспечению стабильного функционирования системы здравоохранения, повышения качества и доступности оказания гражданам медицинской помощи, просим учесть указанные выше вопросы для обсуждения в рамках Форума и отражения в итоговых документах Форума.


С сайта ЦК профсоюза


18 ноября 2016

Возврат к списку

 

Вступить в профсоюз
Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных