Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации

Обещалки и отнималки

Поэтапное увеличение пенсионного возраста, одобренное правительством, обосновывается демографическими проблемами. При этом власти заявляют: россияне стали жить дольше - дольше смогут и работать. И снова обещают, что пенсии вырастут. И снова не приводят для этого достаточных оснований.

Исходя из того, что каждая новая пенсионная реформа (как и одобренная правительством 14 июня этого года) рассчитана на несколько лет, можно смело говорить о том, что как минимум с 2002-го реформа пенсионного обеспечения идет почти безостановочно. Так, прошлый ее виток начал воплощаться в жизнь в 2013-м, а первые практические результаты Минтруд анонсировал на 2015 год.

Основное новшество тогда касалось введения при расчете пенсий вместо абсолютных цифр пенсионных коэффициентов (или баллов). Пенсионным коэффициентом оценивается каждый год трудовой деятельности, его размер зависит, главным образом, от годового заработка, а “стоимость” балла определяется ежегодно самим Кабмином. Внедряя такую систему, правительство, в частности, надеялось на сокращение теневой занятости: то, что работник получает “в конверте”, пенсионной системой не учитывается. Как не учитывалось, заметим, и без этой реформы.

Еще одним новшеством стало разделение пенсий на обязательную и накопительную части: минимум 6% от взносов идут в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, которую выбирает сам гражданин. Либо - для так называемых “молчунов” - остаются в страховой части под управлением Внешэкономбанка (дохода от этих вложений пенсионер не получит). Однако с 2014 года и как минимум до 2020-го пенсионные накопления “заморожены” и отправляются в страховую часть в директивном порядке.

Министр труда Максим Топилин в 2013 году заявил, что в результате реформы средняя пенсия достигнет к 2030 году размера в 2,5 прожиточного минимума. “По всем расчетам в результате такого движения пен

сии должны существенно увеличиться”, - подтверждала в мае 2015 года вице-премьер Ольга Голодец. В 2013 году размер средней пенсии составил 10 400 рублей (или 1,4 ПМ), в 2017-м - 13 700 рублей (1,2 ПМ).

До 2030 года, конечно, еще далеко, однако реформа, одобренная правительством 14 июня, снижает шансы многих россиян увидеть плоды старой воочию. Напомним, предлагается увеличить к 2026 году пенсионный возраст до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (цифры из таблиц, представленных на заседании профсоюзной стороны РТК 15 июня). По словам Медведева, это поможет повышать размеры пенсий, чему сейчас якобы мешает неблагоприятная демографическая ситуация.

“Доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров все больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти - и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причем на долгосрочный период”, - сказал он на заседании правительства 14 июня.

О каком долгосрочном периоде идет речь - не очень понятно: по данным Минздрава, в 2017 году продолжительность жизни мужчин составила 67,5 года... (Женщинам, живущим в среднем на 10 лет дольше, в этом плане немного вольготнее.) Такая же неясность и с заявлением премьера о том, что пенсии “нынешних пенсионеров” в результате реформы будут увеличиваться “примерно на тысячу рублей в год”. Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке к нему не приводится расчетов по этому поводу.

Исходя только из того, что мы видим, нам пока предстоит только увеличение пенсионного возраста. И ничего, так сказать, взамен. Кроме спорного “роста продолжительности жизни”.

Источник: solidarnost.org


20 Июня 2018

Возврат к списку