Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения РФ

Юристы медиков Башкирии: «Пациенты, пытающиеся заработать миллионы на больницах, разрушают медицину»

По данным следственного комитета, за 2019 год в ведомство поступило 219 заявлений на врачебные ошибки. По 74 из них были возбуждены уголовные дела, 12 направлены в суды, еще 63 расследуются. Что скрывается за этими цифрами, какое давление оказывается на врачей, и почему медики сами подписывают себе приговор под диктовку следователей?

Мы поговорили об этом с юристами Республиканской организации профсоюза работников здравоохранения – Ильей Дмитриевым и Александром Клочковым.

- Почему так получилось, что медики все больше заявляют о травле в отношении себя как со стороны пациентов, так и со стороны правоохранительных органов?

- Судите сами. Сейчас уголовное дело заводят без заявления родственников. Если в советское время дела возбуждали только по заявлению и явным признакамсостава преступления, то сейчас – просто по факту смерти. То есть умер человек на операционном столе – уголовное дело открыто. А что стало причиной его смерти, неважно. Может, тромб у пациента оторвался, а врач даже не знал этого.

- А что, если бы врачи поговорили с родственниками – извинились?

- Раскаяние врача часто принимают за признание вины. Мы всегда говорим врачам, что нужно разговаривать с людьми, объяснить, почему так произошло. У нас очень часто бывает ситуация, когда в суде пациент спрашивает: «Почему мне сразу этого не объяснили?» Говорить должен с родственником и пациентом подготовленный человек, а не сам врач, испытавший профессиональный стресс из-за неординарной ситуации. Это может быть главврач, начмед, кому проще будет, с медицинской точки зрения, ситуацию объяснить, найти подход, пусть не ко всем, но к большей части людей.

- А что делать врачу, у которого умер пациент? Как себя вести?

- Если пациент оказался недоволен качеством лечения и написал жалобу, мы советуем не торопиться писать объяснительную. Есть законные два дня, чтобы восстановить всю последовательность и обстоятельства событий. Нельзя писать на эмоциях, мы рекомендуем медикам перед любым допросом проконсультироваться с юристами профсоюза.

Есть еще одно обстоятельство, которое подводит врачей. Пример. Была ситуация в одной из ЦРБ. Ребенок умер от генерализованной инфекции. Во время разбирательства выяснилось, что девочку ранее приводили в поликлинику, но не госпитализировали. Со слов врача, родственникам предлагали ребенка положить, но, со слов бабушки, им в больницу лечь не предлагали. Факт остался фактом – ребенка отправили домой и не госпитализировали. Потом девочке стало плохо и ее госпитализировали. У ребенка был слабый иммунитет, и любая инфекция могла привести к летальному исходу. Организм не справился, врачи оказались бессильны.

Возбудили уголовное дело против врача-педиатра поликлиники, который ее осматривал. Врач ходила на допросы, но думала, что все будет хорошо, ведь она ребенку вред не причиняла. В больнице о возбужденном уголовном деле ничего не знали. Потом врачу предложили: подпиши, и дело прекратим. Она не знала, что таким образом она фактически признает свою вину. И тут важно понимать, почему нужно сразу привлекать адвоката в эти дела.

- Что она подписала?

- Ей сказали, что дело прекратится и вас перестанут таскать по судам, если вы напишите: «Прошу прекратить уголовное дело в связи с истечением срока уголовного преследования».

Илья Дмитриев, юрист:

- Это автоматическое признание вины, чего она не знала. Для врачей – это пустой звук, для них главное, чтобы перестали дергать. Но для всей правоохранительной системы такое заявление фактически означает признание вины. На его основанииследователь выносит постановление о прекращении уголовного дела. Получается, что они дело расследовали, вину установили, но сроки им не позволили довести его до суда, поэтому дело и было прекращено. С одной стороны, следователь прав, это заявление помогает избежать уголовного наказания врачу. С другой стороны, оно не делает человека невиновным. То есть официально у него нет судимости, но во всех базах он числится как человек, который подвергался уголовному преследованию, статья такая-то, дело прекращено в связи с истечением срока давности. И это заявление как автоматическое признание вины дает возможность взыскать с медицинской организации существенную денежную компенсацию в рамках гражданского дела.

- Возникала ли такая ситуация? Скажем, врач спасал жизнь, а его засудили?

– Только недавно было такое дело. Представьте, небольшая городская больница, ночь, двенадцатый час, врач один на дежурстве, привозят пациентку, у которой кишечная непроходимость, она вот-вот умрет. Врач оказался перед выбором, что делать: дать умереть, проводя все по инструкциям, или спасать жизнь. Он срочно прооперировал. Тут нужно учитывать, какая поступила женщина. У нее был спаечный процесс после вырезания опухоли. Это естественный процесс после такой операции, когда все органы буквально слипаются как пластилин. Технически врач операцию выполнил верно. Но из-за того, что делал он это практически вслепую, проткнул вену и мочеточник, возникли осложнения. Женщине в результате пришлось ампутировать часть ноги.

Несмотря на точто врач рискнул пойти до конца и спас жизнь пациентке, возникло уголовное дело и гражданский иск. В суде женщина взыскала с больницы 2 миллиона. Теперь она требует от врача 10 миллионов, заявляя, что он должен был все вовремя заметить. Если бы врач не признал свою вину, все могло быть по-другому, но на суд адвокат принесла его заявление, где было написано: «Прошу прекратить дело в связи с истечением срока исковой давности». Фактически врач подписал приговор себе,не зная, что уголовное дело прекратят, а гражданское на его основе открыть будет проще и получить сумму с врача еще легче.А он не помнит этого, потому что был под действием эмоций.

- То есть спас жизнь, но лучше бы не спасал?

- Сам врач говорил после суда: если бы я не спасал ее, ничего этого не было бы… Это и есть трагедия. Это действует на разрушение системы. Порядочные квалифицированные люди, увы, уходят.

- Как после таких ситуаций выходят из стресса врачи, возвращаются ли в рабочую колею?

- У них страх брать на себя ответственность. Мы бьем врачей по рукам, потом получаем то, что получаем. Советская медицина уходит вместе с теми людьми, которые там начинали. Молодых врачей настраивают со студенческой скамьи: выполняйте стандарты. Между тем утвержденные стандарты и порядки зачастую расходятся с действительно необходимым лечением. Такая ситуация неизбежно приведет к формальному подходу в лечении, врач оказывается пред выбором – выполнять стандарт или эффективно лечить пациента.

- Есть ли страхование врачебной ошибки?

- У нас в стране нет системы страхования ответственности врача. Норма закона есть, а бюджетного финансирования и механизмов нет.В системе Профсоюза работников здравоохранения РФ мы единственная организация, которая защищает медиков и компенсирует им расходы по искам пациентов. Накоплен уникальный опыт. За 5 лет юристы профсоюза приняли участие в 178 гражданских и уголовных делах. Завершено 115 гражданских дел, в 30 случаях полностью отказано в исковых требованиях. Первоначальный размер исковых требований пациентов снижен с 283,2 млн до 27 млн рублей, более чем в 10 раз. Медикам(членам профсоюза) выплачена компенсация на услуги адвоката и регрессные иски в 2019 году в размере 697,4 тысячи рублей.

В рамках деятельности профсоюза мы взяли на себя, по сути, функцию страхования от профессиональных рисков. Финансирование деятельности осуществляется за счет целевых отчислений Рескома профсоюза и отчислений первичных организаций. Сами медорганизации не несут никаких финансовых затрат. Это дает уверенность врачу, что ему не придется платить деньги из своей зарплаты, а больницам – не терять в бюджете из-за иска.

Корреспондент газеты «Вонус» и портала ProUfu Марина Каримова.


5 марта 2020

Возврат к списку

 

Вступить в профсоюз
Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных