Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации

Проф-дайджест / Обзор СМИ за период с 09.01.2012г. по 16.01.2012г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал. 

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другими материалами по профсоюзной и медицинской тематике с 9.01.2012 по 16.01.2012 

 
Рошаль – лучший ход Путина. В Ярославле к марту будет создана областная медицинская палата

Первая рабочая неделя нового года ознаменовалась сразу двумя визитами в нашу область знаковых политических фигур. Вслед за Николаем Фёдоровым (о его визите мы рассказали во вчерашнем номере) Ярославль посетил всемирно известный доктор, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, привыкший всегда говорить только правду и ничего, кроме правды. 
В апреле прошлого года на Всероссийском форуме медицинских работников Леонид Михайлович выступил с резкой критикой реформ российской медицины, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития. Тогда все телеканалы показали мрачные лица сидящих в президиуме премьера Владимира Путина и министра Татьяны Голиковой. А чуть ли не на следующий день возникло открытое письмо министер¬ских чиновников главе правительства, обвинявших Рошаля чуть ли не в клевете и некомпетентности. Меньше года прошло с этих событий, а ситуация резко изменилась. В четверг Леонид Рошаль встречался с ярославскими медиками уже как член координационного совета Общероссийского народного фронта и представитель предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах.
Встреча, проходившая во Дворце молодёжи, была посвящена роли гражданского общества в улучшении здравоохранения России. Рошаль, безусловный противник Минздравсоцразвития, сознательно отделил министерство от его непосредственного начальства – премьер-министра:
– Мы бессильны перед Минздравом и решили обратиться непосредственно к Путину. Начинаю понимать, что через Народный фронт можно что-то сделать. Если примут нашу программу, то, что мы хотим сделать в здравоохранении, – идём за Путиным.
На встрече снова звучала критика федеральной политики в области здравоохранения и обсуждались острые проблемы – от зарплат врачей до перечня платных услуг. Но главная цель собрания заключалась в создании Ярославской медицинской палаты. Национальная медицинская палата была создана в 2010 году, её возглавил Леонид Рошаль. Как объяснил Леонид Михайлович, это была инициатива снизу, объединившая уже существующие палаты в Калининграде, Смоленске, Новосибирске, Южном федеральном округе. Сюда же вошли общероссий¬ские профессиональные ассоциации урологов, кардиологов, педиатров.
Национальная палата намеревается заняться саморегуляцией профессиональной деятельности, а также взять на себя часть функций государ¬ственного аппарата, и, похоже, в связи с предстоящими президентскими выборами ей представилась возможность потеснить Минздравсоцразвития. Законодательные полномочия появятся у Национальной медицинской палаты в том случае, если не менее 25 процентов медиков добровольно вступят в её ряды. Поэтому для Леонида Рошаля очень важна организация медицинских работников в регионах.
Леонид Михайлович, кстати, живший в Ярославле во время войны и тепло относящийся к городу, похвалил деятельность губернатора и состояние областной медицины:
– По сравнению с другими регионами – не стыдно. У вас укрепилась материально-техническая база, снизились показатели детской и младенче¬ской смертности.
Вопрос о создании Ярославской медицинской палаты решился легко: врачи сразу откликнулись на призыв Рошаля. Учредительный съезд будущей Ярославской медицинской палаты предварительно назначен на март. Над его подготовкой будет работать группа из 15 человек. Основным организатором и будущим руководителем палаты избран главный врач МСЧ «Автодизель» Станислав Белокуров.
Неизвестно, как будут развиваться события, когда дело дойдёт до реального разделения полномочий между Мин¬здравсоцразвития и Национальной медицинской палатой, но наверняка медикам хочется, чтобы это была не только предвыборная манипуляция общественностью.

Между тем нельзя не восхититься грамотностью предвыборного штаба главного кандидата в президенты, учитывающего протестные настроения части электората. За Владимира Путина сейчас агитируют популярные россияне, не раз выступавшие с критикой действующей власти. В этом смысле Леонид Рошаль – один из лучших пиар-ходов. Он пользуется симпатиями большинства коллег, что подтвердили «Северному краю» ярославские врачи.
Ирина, руководитель одной из поликлиник Ярославля:
– Очень уважаю Рошаля. Надо было прийти на эту встречу просто, чтобы повидать его. Это единственный человек, который выступает против непрофессионализма сотрудников министерства. Сейчас в медицине идёт перераспределение финансов: всё здесь построено так, чтобы получать откаты. Поэтому, если бы Рошаль не выступил с инициативой создания врачебной палаты, мы сами бы задали ему этот вопрос.
А вот мнение врачей област¬ной стоматологической поликлиники:
– Хороший мужик Рошаль, хоть стучится в закрытые двери. Хотелось бы, чтобы здравоохранение изменилось, но вряд ли. При таком отношении, когда на медицину идёт только 3,7 процента от ВВП, нельзя говорить об изменениях в качестве медицинских услуг. Например, в государственной стоматологии при подобном финансировании мы можем пользоваться только самыми дешёвыми препаратами.
После вдохновенного выступления перед ярославскими медиками на встрече с журналистами Леонид Рошаль казался уставшим. Журналисты по его просьбе попробовали собрать свои претензии к медицинской системе. Говорили о том, что сложно попасть к узким специалистам, сдать анализы бесплатно и с минимальной очередью, о необходимости доплачивать за медицинские услуги.
Выслушав претензии, Леонид Рошаль и его спутник, заместитель председателя комитета по здравоохранению Госдумы Сергей Дорофеев, заявили, что это давно известно и не так важно. Важнее – внутренние проблемы медицины. Между тем, пока доктора разбираются между собой, доверие населения к медицине резко падает. Как сообщил журналистам Леонид Рошаль, его тревожит, что только 30 процентов населения довольны медицинским обслуживанием. Можно предположить, что доверие будет падать и далее, пока для реформаторов медицины уважение к пациенту не сравняется по важности с зар-платой врача. Видимо, медики считают, что, решая соб¬ственные проблемы, они автоматически решат проблемы пациентов. Однако интересы потребителей медпомощи не всегда точно совпадают с интересами тех, кто её предоставляет.

Елена СОЛНЦЕВА, Ирина ПИЧУГИНА


Минздрав вернулся к будущему медицины. Министерство подготовило программу развития здравоохранения до 2020 года

Минздрав в этом году планирует утвердить Государственную программу развития здравоохранения до 2020 года и уже в 2013 году приступить к ее реализации. Стратегические ориентиры документа совпадают с целями концепции демографической политики до 2025 года, правительственной стратегии развития страны до 2020 года и принятыми в прошлом году законами — "Об основах охраны здоровья граждан" и "Об ОМС". Документ, уверены в Минздраве, должен лечь и в основу обсуждаемой с 2008 года, но не принятой Концепции развития здравоохранения. Эксперты в недоумении: как можно принимать госпрограмму в отсутствие стратегических ориентиров и понимания будущей модели системы здравоохранения? 

О том, что Минздрав подготовил и разослал на согласование в министерства Госпрограмму развития здравоохранения до 2020 года, которая должна стартовать в 2013 году, "Ъ" сообщил директор департамента инновационной политики и науки Минздрава Николай Семенов. "Это стратегический документ, по сути, это стратегия развития системы охраны здоровья граждан",— заявил "Ъ" Николай Семенов, добавив, что это "не концепция развития системы медпомощи". По его словам, работа над обсуждавшейся с 2008 года концепцией министерством будет продолжена. "Концепция должна быть гармонизирована и скорректирована в соответствии с принятой госпрограммой",— считает Николай Семенов. 
Госпрограмма, состоящая из десяти подпрограмм, полностью гармонизирует концепцию развития страны до 2020 года, концепцию демографической политики до 2025 года и полностью соответствует тем векторам, которые были заложены в законах "Об основах охраны здоровья граждан", "Об ОМС", отмечают в Минздраве. Поэтому ее целевые показатели известны: снижение младенческой смертности с нынешних 7,5 случая до 6 случаев на 1 тыс. родившихся, снижение материнской смертности с 16,4 до 15,5 на 1 тыс. умерших, снижение в 1,5 раза потребления алкоголя, с 40% до 25% — распространения табака среди взрослого населения, увеличение средней продолжительности жизни до 70 лет, приостановка снижения численности населения. Согласно госпрограмме, к 2020 году расходы на здравоохранение Минздрав предполагает увеличить с нынешних 3,7% ВВП до 5,5% (3 трлн руб). 
Уникальность госпрограммы в Минздраве видят в "новых приоритетах здравоохранения" — профилактике заболеваний, формировании здорового образа жизни, охране здоровья матери и ребенка. Госпрограмма содержит подподпрограмму развития паллиативной помощи, инновационных медтехнологий, ядерной медицины. "В подпрограмму развития системы качества и доступности медпомощи мы погрузили все основные направление медпомощи, которые обусловливают предотвращение смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных заболеваний, ДТП. Эта подпрограмма продолжает профилактические мероприятия, направлена на совершенствование работы медико-санитарного звена. По сути, эта подпрограмма будет являться продолжением нацпроекта "Здоровье", обеспечивая преемственность его мероприятий",— отмечает Николай Семенов. 
Подпрограмма обеспечения здравоохранения квалифицированным персоналом предполагает вузовскую, послевузовскую систему подготовки медицинских кадров, внедрение системы непрерывного образования, стажировки за рубежом и должна позволить иметь такой кадровый состав, который обеспечит необходимый уровень качества медпомощи к 2020 году, отмечают в Минздраве. Среди мер социальной поддержки медиков предполагается повышение вдвое зарплат врачей, среднего медицинского персонала — в 1,8 раза к 2020 году. "Вопросы повышения зарплат медикам, введение лекарственного страхования будут решены в зависимости от увеличения совокупных расходов на здравоохранение, достижения заявленных показателей",— отмечает Николай Семенов, добавляя, что у Минздрава "впереди интенсивные дебаты на площадках Минфина и Минэкономики об объемах госинвестиций в здравоохранение". 

Эксперты в недоумении: как можно принимать программу и планировать мероприятия в отсутствие стратегических ориентиров здравоохранения? "Подобная программа нужна, но сначала нужно иметь дорожную карту системы охраны здоровья, понимать модель здравоохранения — кому, что, при каких условиях государство гарантирует за свой счет",— отмечает директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович. Она уверена, что подобные документы должны пройти экспертное обсуждение и быть одобрены населением. Зампред формулярного комитета Российской академии медицинских наук Павел Воробьев соглашается, что писать под программу концепцию неправильно, а провальную попытку написать концепцию министерство сейчас просто прикрывает госпрограммой. "Эта программа будет продолжать деятельность Минздрава по разрушению системы здравоохранения страны",— уверен эксперт, добавляя, что медицинское сообщество специально не слышат, не хотят обсуждать с ним планы и представили "очередной документ для галочки", за результаты которого будут уже отвечать другие люди. 

Дарья Николаева 


Волгоградские медики удивились размерам своих зарплат

Овученный губернатором Волгоградской области размер средней зарплаты врачей удивил работающих в этой сфере бюджетников. Напомним, на селекторном совещании с премьер-министром Владимиром Путиным 10 января Анатолий Бровко заявил, что размер средней зарплаты у врачей составляет 20,8 тысяч рублей, что, по словам губернатора, «выше, чем средняя по экономике», за что и удостоился похвалы председателя правительства. Между тем некоторые медицинские работники, позвонившие в редакцию ИА «Высота 102», выразили недоумение прозвучавшими цифрами и попросили узнать, где в Волгоградской области врачи получают такие зарплаты. 
ИА «Высота 102» в свою очередь обратилось за комментарием по озвученным губернатором цифрам по зарплатам врачей к председателю областной организации профсоюза работников здравоохранения Ирине Ерохиной. Обсуждать сказанное главой администрацией региона Ирина Владимировна отказалась, однако согласилась поделиться данными своего ведомства по зарплатам медработников. Так, по словам, Ирины Ерохиной, заведующий хирургическим отделением, имеющий ученые звания и высшую категорию, получает в месяц в среднем 13 500 рублей. 
«Скорее всего, озвученные губернатором цифры – это среднее арифметическое, куда включены зарплаты главных врачей больниц и поликлиник, которые чуть ли не в десятки раз выше зарплат рядовых врачей и среднего медперсонала. Возможно, при сложении этих резко отличающихся цифр посчитали, ко всему прочему, по 1,5-2 ставки, на которых обычно работают врачи. Вероятно, те 20 с лишним тысяч, так и получили, - предположила Ирина Ерохина. – Конечно, вопрос зарплат медработников в регионе не закрыт, особенно низкими остаются они у школьных фельдшеров, врачей-лаборантов. Мы очень надеялись на федеральные деньги, которые получил регион в рамках модернизации здравоохранения, ведь часть их пошла как раз на повышение зарплат медперсоналу. Но, к сожалению, надбавки получили далеко не все. Например, немного выиграли сотрудники амбулаторно-поликлинического звена. В то же время, те, кто работают в стационарах, повышения не увидели… Так что говорить о каких-то позитивных изменениях в этой отрасли в Волгоградской области я считаю преждевременно». 
Такой же позиции придерживается и депутат Волгоградской областной думы Наталья Латышевская, возглавляющая в региональном парламенте комитет по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике. 
«Я являюсь депутатом областной думы уже второй созыв. И на моей памяти это вечная проблема: чиновники озвучивают одно, а жизнь показывает совсем другое. Получить среднюю зарплату врачей по региону, равную 20 с лишним тысячам, несложно. Взять зарплаты главврачей по 80 000 рублей, и их подчиненных – 6-8 тысяч. Так среднее и высчитывается. Но ведь это вовсе не показатель того, что все врачи в области стали получать больше, - заявила Наталья Ивановна. - И вообще, те минимальные увеличения зарплат, которые наблюдаются в регионе, я считаю насмешкой над медиками…»


В Ростовской области утвердили тарифы на оказание медицинских услуг 

11 января в Ростове состоялось пяти стороннее утверждение годовых тарифов на оказание медицинских услуг. Увеличение по сравнению с 2011 годом говорит о повышении качества обслуживания пациентов как в стационаре, так и в поликлиниках. 

Медицинское обслуживание на Дону станет и качественнее, и доступнее. В этом уверены те, кто подписал соглашение о тарифах на медицинские услуги. Для этого есть несколько причин. С нового года в полном объеме вступил в действие федеральный закон, меняющий систему финансирования обязательного медицинского страхования. Теперь все средства будут поступать централизованно из федерального фонда ОМС. 

"Теперь у нас единый фиксированный подушевой норматив по всей стране. Теперь не будет такого, что в Москве лучше, потому что там больше денег", - уверила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. 

Подушевой норматив - это деньги, которые заложены на медицинское обслуживание одного человека в год. Теперь эта цифра составит три тысячи 600 рублей. В 2012 впервые соглашение о тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования подписано пятью сторонами. 

"Увеличилось количество участников выполнения данного соглашения, если всегда подписывали три стороны, сегодня подписали правительство, профсоюз, ассоциация страховщиков, медицинских работников, фонд медицинского страхования. То есть контроль за выполнением увеличился практически в два раза", - говорит заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев. 

В соглашении определена стоимость медицинских услуг. Так, например, один день лечения в стационаре стоит 942 рубля, дневное пребывание в больнице - 367, одно посещение врача - 167 рублей. Эти деньги поступят в медицинские учреждения из территориального фонда ОМС. Новым законом гражданам дано право при лечении выбрать врача и медицинское учреждение. Но административный принцип прикрепления к поликлиникам и больницам сохраняется. 

В 2012 году в системе ОМС области будут работать 215 медицинских организаций всех форм собственности, это на 25 больше, чем в 2011 году.


В Калининградской области впервые создан совет по здравоохранению

В Калининградской области впервые создан совет по здравоохранению. Как сообщили сегодня, 12 января, корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе регионального правительства, совет станет совещательным органом для обеспечения взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, медицинских организаций по вопросам развития здравоохранения региона.
Совет будет рассматривать проекты и предложения по охране здоровья граждан, оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, предоставлению социальных гарантий медицинским работникам, другим актуальным вопросам здравоохранения. В его задачи входит определение приоритетов развития отрасли и выработка рекомендаций по их реализации.
В состав совета, который возглавил губернатор Николай Цуканов, вошли представители правительства области, депутатского корпуса, фондов ОМС и социального страхования, федеральных надзорных органов, Общественной и Врачебной палат, Ассоциации муниципальных образований, профсоюза работников здравоохранения.
Создание совета по здравоохранению совпало с передачей муниципальных учреждений здравоохранения в региональную государственную собственность. Всего в областное подчинение перешли 47 лечебно-профилактических учреждений Калининградской области.
"Прежде главные врачи муниципальных учреждений здравоохранения назначались главами муниципалитетов. Минздрав не мог освободить главного врача, который плохо справлялся со своими обязанностями, и поставить на его место настоящего профессионала. Теперь назначать руководителей учреждений здравоохранения будет региональное министерство", - прокомментировал региональный вице-премьер Виктор Смильгин.
Зампред правительства сообщил, что в ближайшее время работа каждого главного врача будет рассмотрена, оценена с учетом жалоб, поступающих от населения, и не исключил, что некоторые руководители лечебных учреждений, плохо справляющиеся со своими обязанностями, могут лишиться административных постов.
Смильгин подчеркнул также, что важнейшая задача реорганизации - предоставить населению на всей территории области максимально полный спектр медицинских услуг. "Нам предстоит, по сути, создать региональную наркологическую службу, ведь сегодня в области такой службы нет, есть только больница в областном центре. Это же касается психиатрической, противотуберкулезной служб. Будем организовывать выезды ведущих специалистов областных учреждений по графику в районы области, чтобы каждый житель мог получить необходимую консультацию и лечение", - сообщил заместитель председателя правительства.
Он также уточнил, что в части финансирования больниц и поликлиник изменений не произойдет: учреждения здравоохранения будут по-прежнему получать средства в рамках программы госгарантий, по системе подушевого одноканального финансирования.


Модернизация здравоохранения Алтайского края: что сделано, что предстоит

Подошел к концу первый год модернизации системы здравоохранения Алтайского края. Напомним, на 2011-й и 2012-й год региону выделено 8,3 млрд. рублей. Часть из них уже потрачена. Насколько эффективно расходуются средства и на что конкретно в 2011 году? Как прошел перевод всего муниципального здравоохранения на краевой уровень? Об этом рассказывает начальник Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности региона Виктор Яковлев.
Напомним, Соглашение между губернатором региона, министром здравоохранения РФ и директором ФОМС, открывающее финансирование программы модернизации, было подписано в апреле 2011 года. В крае даже волноваться начали было, что время уходит, средства, серьезные, как вы видите, деньги, освоить не успеют – ведь впереди ждала процедура бесконечных конкурсов, ожидания исполнения госзаказа, доставка и монтаж многочисленного оборудования, – на все требовалось время.
- Работа идет в плановом режиме, – успокоил начальник крайздрава. – Средства поступают исправно, ежемесячно равными долями в Территориальный фонд медицинского страхования Алтайского края. Позже начато финансирования направления информатизации региональных систем здравоохранения. Соответствующие дополнительные соглашения с регионами были подписаны со всеми только в сентябре. Средства на информатизацию здравоохранения также начинают поступать.
Средства, поступающие в край на модернизацию, распределяются по нескольким утвержденным программой направлениям. Первое – развитие материально-технической базы, конкретно – проведение капитального ремонта ЛПУ и обеспечение их новой современной медицинской техникой. Второй поток средств идет на повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Решение задачи повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи осуществляется, во-первых, через систему стимулирующих выплат специалистам, которые работают в амбулаторно-поликлинических условиях, но при этом не получают доплат в рамках нацпроекта. К примеру, получают доплату по нацпроекту участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики, медицинские сестры, персонал скорой помощи и ФАПов, остальные специалисты вышеназванного звена сегодня получают доплаты в рамках модернизации.
- Повлияло ли повышение зарплат на решение проблемы дефицита медицинских кадров, особенно на селе?
- Проблема решается, вакансии закрываются, но не так быстро, как нам бы хотелось. Дело в том, что на рынке труда не так много необходимых нам специалистов, которые ищут работу. Тем не менее, зарплаты возросли, их размер не фиксирован, зависит от объема и качества работы конкретного специалиста. Но если в среднем, то врач, работающий на 1 ставку и более, получает доплату около 9 тыс. 700 рублей, а средний медперсонал – около 6 тыс. 300 рублей. В ряде случаев доплата превышает базовую зарплату.
- Сколько человек получают доплату по программе модернизации?
- По данным на 1 декабря, 3641 врач и 6157 средних медицинских работников. Хочу пояснить, что по существующему законодательству доплаты могут иметь только те специалистов, которые финансируются через систему ОМС. То есть, без повышения зарплаты остались бы, скажем так, «неОМСовские» специалисты – наркологи, психиатры, фтизиатры, специалисты центров СПИД, венерологи и некоторые другие плюс средний медперсонал. Мы посчитали: таких специалистов оказалось 379 врачей и 437 средних медработников. Общая сумма доплат, если считать с 1 апреля и до конца этого года, составила 76,2 млн. рублей. Губернатор нас поддержал, эти средства были выделены из бюджета края. И предусмотрены на 2012 финансовый год. Поддержку Александра Богдановича Карлина здравоохранение края ощущает постоянно.
- Как внедряются стандарты медицинской помощи и во всех ли ЛПУ?
- Стандарт медицинской помощи – это тот ее объем, который обязательно должен получить пациент, страдающий тем или иным заболеванием. Есть еще один документ – порядок оказания медицинской помощи, в котором прописано «движение» пациента по системе здравоохранения. Это позволяет достигнуть выполнения стандарта. Стандарты, замечу – обязательны. В 2011 году внедрены 9 стандартов, в 2012 году к ним добавится еще порядка 10-ти. Речь идет о таких значимых заболеваниях, как инфаркт миокарда, осложнения течения беременности, острое нарушение мозгового кровообращения, онкологические заболевания, неонатология и ряд других. Мы определили лечебные учреждения, они согласованы с Минздравом, и начали эти стандарты внедрять. Конечно, эти стандарты охватывают далеко не всю медицину. И речь идет исключительно о стационаре. Но, подчеркну, стандарт – это более совершенное, более эффективное лечение.
- Уже можно говорить об эффекте от внедрения стандартов?
- Времени прошло немного, тем не менее, по острым нарушениям мозгового кровообращения эффект зафиксирован: смертность в третьем квартале этого года (когда работали по стандартам) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (когда стандартов еще не было) снизилась на 13 %.
Вернемся к материальной базе. Логика Минздрава такая: ремонтируем стационар, оснащаем его необходимым оборудованием, тем самым создаем инфраструктуру больницы, которая при наличии кадров начинает выполнять стандарты. В результате появляется эффект.
Мы смогли доказать, что Алтайский край – регион особенный, с большой долей сельского населения, что ремонтировать надо не только стационары, но и ФАПы. В итоге в программу капремонта включен 61 ФАП. Половину мы уже отремонтировали в этом году (и 40 стационаров из 91-го). Должен сказать, население в селах ремонт ФАПа восприняло как рождественский подарок. На медицинскую технику в 2011 году израсходовано 1,582 млрд. рублей. Проведены соответствующие конкурсные процедуры, экономия по ним составила 139 млн. рублей, а по итогам года, думаю, увеличится примерно до 200 млн. И вся она будет направлена на дополнительную закупку оборудования.
- Как решается кадровый вопрос? Особенно дефицит специалистов в селах?
- Вы знаете, должно быть, что медицинским специалистам в возрасте до 35 лет, решившим приехать работать в село, правительство выделит по 1 млн. рублей. Причем, что очень важно, и тем, кто приехал в село после 1 января 2011 года. Они также получат эти деньги – на приобретение жилья. Государство выдвигает одно условие – проработать на селе минимум 5 лет.
- Сколько на сегодня в селах не хватает врачей?
- Несколько сотен. Думаю, правительственная мера закрепления врачей в сельском здравоохранении будет если не полностью, то в значительной степени решена в ближайшие годы. Но также нужно решать проблемы городов. В Рубцовске, например, обеспеченность врачами составляет всего 40 % от норматива. Рубцовск – не село, миллион не дадут. Надеемся, что в перспективе будут найдены также формы поддержки городов в решении ими кадрового дефицита в здравоохранении.
- Как проходил перевод муниципального здравоохранения в краевую собственность?
- Он завершен к 1 января 2012 года. После Нового года в крае не осталось ни одной муниципальной больницы. Если вкратце по этой теме. Первое – в свое время было подписано распоряжение губернатора края о том, что лечебные учреждения муниципальных образований передаются в краевую собственность. Всего их 138. Губернатором также подписано постановление о переименовании лечебных учреждений из МУЗов в ГБУЗы – Государственные бюджетные учреждения здравоохранения. Завершилась регистрация всех ЛПУ в федеральном казначействе, где у каждого медучреждения будут открыты счета. На них перейдут все остатки средств, которые были на счетах муниципальных ЛПУ. Главные врачи муниципальных больниц написали заявления с просьбой перевести главным врачом краевой больницы. Со всеми заключаются срочные трудовые договоры на один год с испытательным сроком 6 месяцев. Весь коллектив автоматически остается на своих рабочих местах. За муниципалитетом остается полномочие – содействовать оказанию медицинской помощи населению муниципального образования. Это справедливо. Учреждение хоть и становится краевым, но люди-то, которые в них лечатся, как были, так и остались свои, «муниципальные». Так что муниципалитеты помогали и будут помогать. Например, оказывать содействие в сфере охраны здоровья населения, в сфере охраны труда, в проведении профосмотров, в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. В их обязанности входит, к примеру, обеспечение надежного электроснабжения лечебных учреждений, расчистка зимой подъездов к больнице и многое другое. Надеюсь, что руководители муниципальных образований края правильно поймут свои задачи.
- Как оценивается состояние муниципального здравоохранения, которое фактически уже перешло в краевое ведение?
- Если усредненно: муниципальное здравоохранение имеет более слабую материальную базу, чем краевые учреждения здравоохранения. Но я хочу еще раз подчеркнуть: проходящая сейчас модернизация регионального здравоохранения очень серьезно обращена в село. Подровняем.
- Одно из направлений модернизации – информатизация регионального здравоохранения. Что делается?
- Задача стоит – создать в краевом здравоохранении единую информационную систему. Средства на это выделены, мы закупаем тысячи компьютеров, работаем над развитием сети. В идеале мы должны получить следующее: человек приходит в регистратуру за первичным талоном, скажем, к терапевту. Который, осмотрев пациента, принимает решение направить его еще и к другому специалисту, например, неврологу. Терапевт находит в компьютере расписание невролога и записывает человека на свободное время. Таким образом, очереди в регистратурах должны быть сведены на нет. В перспективе будут создаваться электронные истории болезни. Работы предстоит очень много. Через ряд лет врачебная информационная система должна быть единой по всей стране.
Об этом сообщает официальный сайт ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности


Обзор основных актов региональных органов власти по вопросам медицинского и соцобеспечения (с 16 по 25 декабря 2011 года)

В период с 16 по 25 декабря 2011 г. опубликованы следующие акты конце 2011 года вступают в силу следующие акты региональных органов власти по вопросам медицинского и социального обеспечения.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22 ноября 2011 г. № 1542 утверждена типовая форма договора социального найма жилого помещения. Распоряжение издано в целях установления единообразной практики по оформлению договоров социального найма жилого помещения, что, в свою очередь, должно обеспечить (в совокупности с иными мерами правового, организационного и финансового характера) более высокий уровень социальной защищенности нанимателей жилых помещений, предоставляемых на основании соответствующих договоров. В соответствии с договором социального найма жилого помещения определяются предмет договора, полномочия (права и обязанности) нанимателя и наймодателя, порядок внесения платы за жилое помещение, а также порядок расторжения и прекращения договора.
Социальный кодекс (Закон) Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи (в том числе медицинской), жителям Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения. Отметим, что принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга нормативный акт не имеет аналогов в отечественной правотворческой деятельности.
Социальный кодекс насчитывает 120 статей, сгруппированных в 34 главы. Положения Социального кодекса устанавливает меры «точечной» социальной поддержки гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге, в дополнение к мерам поддержки, предоставляемым соответствующим категориям социально незащищенных граждан на федеральном уровне. Основные меры социальной поддержки: бесплатная медицинская и юридическая помощь; бесплатное обеспечение дополнительными средствами реабилитации, мягким инвентарем, оборудованием; бесплатное получение образовательных услуг и услуг в сфере культуры; бесплатное предоставление транспортного средства («социального такси»); целевая денежная (субсидиарная и компенсационная) поддержка; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение – всего более 30 видов поддержки (статья 6 Социального Кодекса). Социальный кодекс также определяет порядок организационного и финансового обеспечения устанавливаемых мер социальной поддержки. Вступает в силу с 1 января 2012 года.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 г. № 800-147 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2012 год. Программой определены виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно при наличии соответствующих показаний (заболеваний), перечень финансируемых мероприятий. Кроме того, конкретизированы дополнительные условия оказания бесплатной медицинской помощи, включая допустимые сроки ожидания ее предоставления. Общая стоимость программы – свыше 57 млн. руб., а в расчете на одного гражданина – около 12 тыс. руб. (в годовом исчислении).
Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 г. № 810-151 устанавливается дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, и проживающих в Санкт-Петербурге – материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге. Мера социальной поддержки предоставляется родителю (усыновителю) третьего и последующего ребенка, если рождение (усыновление) имело место в течение 2012-2016 г.г. Размер материнского (семейного) капитала – 100 тыс. руб. Основанием для предоставления дополнительной меры социальной поддержки является соответствующий Сертификат.

Постановлением Правительства Ростовской области от 24 ноября 2011 г. № 157 утверждено Положение о порядке оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет бюджетных средств. Таким детям, начиная с 2012 года, предоставляются бесплатные путевки либо денежная компенсация (если соответствующая путевка была приобретена законным представителем ребенка за счет собственных средств).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2011 г. № 976 утверждена областная целевая программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области на 2012 – 2014 годы». Целевая программа состоит из паспорта и пояснительной записки. На реализацию программы выделяется свыше 1,6 млрд. руб., 90 процентов этой суммы финансируется из регионального бюджета. Предполагается, что в результате реализации программы улучшатся условия отдыха и оздоровления около 400 тысяч жителей региона в возрасте от 6 до 18 лет.
Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2011 г. № 1657-ПП утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, ставшим инвалидами, и членам их семей путевок на оздоровление и отдых, в том числе для совершения оздоровительных теплоходных поездок. Данным постановлением также утверждены формы документов, необходимых для реализации соответствующими гражданами права на получение путевки, и положение о порядке учета и распределения путевок.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 13 декабря 2011 г. № 536-п определены первоочередные меры, направленные на бесперебойное обеспечение жителей отдаленных сел Новосибирской области товарами первой необходимости. Эти меры предусматривают субсидирование экономических субъектов, осуществляющих торговую (розничную и мелкооптовую) деятельность в селах Новосибирской области, отстоящих от районных центров более чем на 11 километров. Субсидия носит целевой характер и предназначена для 50-процентного возмещения транспортных затрат, понесенных экономическим субъектом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем). Максимальный размер субсидии (в годовом исчислении) – 150 тыс. руб.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 134 утверждена краевая целевая программе «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан и создание доступной среды для отдельных категорий граждан на 2012 год». Право на получение социальной поддержки в соответствии с программой имеют, помимо малоимущих граждан, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, имеющие заслуги перед Отечеством (в соответствии с критериями, указанными в программе). Содержание целевой программы включает паспорт и пояснительную записку. Стоимость программы – свыше 1,2 млрд. руб., все средства предоставляются из краевого бюджета.
Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.


Сельские медики получат компенсации за оплату жилья и коммунальных услуг

Директор Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития РФ Ольга Самарина. Фото с сайта antufiev-sv.ru
С 2012 года медикам и фармацевтам, проживающим и работающим в сельской местности в федеральных госучреждениях, положена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья, отопления и электроэнергии в размере 1200 рублей.«Речь идет о медработниках медицинских учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития, Роспотребнадзора, Минобороны и других федеральных ведомств, - комментирует директор Департамента организации социальной защиты населения Ольга Самарина. – Таким образом, будут уравнены в правах работающие на селе медики федеральных и региональных учреждений. На региональном уровне социальная поддержка предоставляется в натуральной форме, либо в виде компенсации за жилье и коммунальные услуги. В ряде регионов установлены фиксированные ежемесячные денежные выплаты».
«Кроме того, в 2012 году будет предоставлена единовременная денежная выплата тем сельским медикам и фармацевтам, которые работали в федеральных учреждениях здравоохранения с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года и имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Но если в этот период работник получал компенсации за оплату жилья и коммунальных услуг по иным основаниям, например, как инвалид войны, ветеран труда, то в этом случае указанная выплата осуществляться не может», – разъясняет Ольга Самарина.
Порядок проведения выплат определен совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минфина России №1556АН/174Н от 16 декабря 2012 года. Регионам поручено в ближайшие сроки сформировать списки получателей выплат.
Как пояснила Ольга Самарина, «указанные выплаты сельские медики будут получать либо по настоящему месту работы, либо, в случае единовременной выплаты, – по месту последней работы в федеральном учреждении».


На развитие онкологической помощи выделят почти 6,5 миллиарда рублей

Почти 6,5 миллиарда рублей будет выделено ряду российских регионов на развитие службы онкологической помощи в 2012 году. О предоставлении бюджетных субсидий сообщает пресс-служба Минздравсоцразвития РФ.
По информации министерства, средства на совершенствование системы оказания онкологической помощи будут направлены из федерального бюджета в 14 регионов. В частности, Московская и Тверская области получат почти по 555 миллионов рублей. Кроме того, субсидии предоставят республикам Коми и Марий Эл, Пермскому краю, а также Вологодской, Воронежской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Омской, Псковской, Смоленской и Ульяновской областям.
Согласно сообщению Минздрава, выделенные средства будут направлены на создание систем раннего выявления злокачественных новообразований на уровне поликлиник, а также специализированного лечения рака в региональных онкологических диспансерах. По замыслу чиновников ведомства, указанные регионы также будут готовить данные для федерального онкологического регистра.
В настоящее время совершенствованием онкологической помощи занимаются власти 35 российских регионов. За период с 2009 по 2011 год на эти цели из федерального бюджета было выделено 18,6 миллиарда рублей.
Комментируя выделение бюджетных субсидий, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова рассказала, что в период с 2009 по 2011 год смертность россиян от новообразований сократилась всего на 0,3 процента. По данным Росстата, в 2009 году от различных опухолей скончались 293,6 тысячи жителей РФ.


Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru. Материал подготовлен отделом по связям с общественностью и информационной работе аппарата Профсоюза

18 Января 2012

Возврат к списку