Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации

Проф-дайджест / Обзор СМИ за период с 13.08.2012г. по 17.08.2012г.

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другими материалами по профсоюзной и медицинской тематике с 13.08.2012 по 17.08.2012 г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

«Главное – устранить пробелы в законодательстве»

 

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». О его практическом применении и о том, что необходимо делать дальше, рассказал председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Сергей Вячеславович КАЛАШНИКОВ.

— Сергей Вячеславович, в Госдуме состоялся круглый стол на тему реализации Закона № 323-ФЗ, участники которого уже предлагают внести поправки к закону. С чем связана необходимость столь скорых изменений?

— Мы приняли решение о проведении круглого стола, чтобы попытаться выяснить ситуацию на первом этапе реализации закона. Практически все участники отметили, что региональные и муниципальные органы исполнительной власти по-разному трактуют норму закона «создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации».

При разработке законопроекта предполагалось, что органы законодательной власти субъектов РФ примут свои законодательные акты, в которых утвердят закрытый перечень условий с учетом особенностей каждого региона. Главный момент — уровень бюджетной обеспеченности субъекта. Если бы перечень условий был утвержден федеральным законом, регионы были бы поставлены в жесткие рамки: с одной стороны, условия в соответствии с этим перечнем необходимо было бы обязательно создавать, с другой — расширить этот перечень условий субъект был бы не вправе. И, например, если региональные власти решат купить врачам квартиры (создавая условия для привлечения врачей в сельскую и иную местность), то не смогут это сделать, так как в федеральный закрытый перечень такое создание условий вряд ли попадет.

Мы пришли к мнению: Минздраву России следует подготовить проект «модельного закона» с максимально широким перечнем условий, который могли бы использовать органы законодательной власти субъектов РФ при разработке своих инициатив. Кроме того, Минздрав до настоящего времени не разработал ряд подзаконных актов, необходимых для полноценной реализации Федерального закона № 323-ФЗ. Например, в соответствии с частью 7 статьи 84 порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. Новый порядок не утвержден, а старый противоречит новым Основам охраны здоровья, к примеру в части нормы, разрешающей оказание платных медицинских услуг государственным организациям. По каким правилам медицинским организациям оказывать платные услуги сейчас и когда выйдет новое постановление?.. К моменту проведения круглого стола Минздравом также не был утвержден порядок выбора гражданами врача и медицинской организации. Круглый стол стал катализатором работы министерства — сейчас порядок уже утвержден и зарегистрирован Минюстом России.

— В 2012 году завершается выполнение программы модернизации отечественного здравоохранения. Помогла ли она решить основные проблемы, имевшие место в отрасли? Есть необходимость продлить ее действие?

— В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» модернизация отечественного здравоохранения осуществляется через региональные программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011 и 2012 годы и мероприятия по модернизации государственных учреждений в 2012 году. Утвержденная стоимость программ модернизации за счет всех источников финансирования составляет 624 миллиарда рублей. Пока можно говорить только о промежуточных итогах модернизации отрасли по состоянию на 1 апреля 2012 года.

Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 и 2012 годах запланировано израсходовать 385,34 миллиарда рублей. Предоставлены субсидии в сумме 229,04 миллиарда рублей, из них израсходовано 117,5 миллиарда (51,3 процента от перечисленной суммы или 30,5 процента от общего объема на два года). Из бюджетов субъектов РФ на реализацию мероприятий региональных программ в 2011 и 2012 годах запланировано направить 113,75 миллиарда рублей, из них за 15 месяцев израсходовано 39,29 миллиарда (34,5 процента).

Результаты таковы. На завершение строительства ранее начатых объектов израсходовано 7,64 миллиарда руб­лей (38,3 процента от запланированных средств), завершены работы в 30 учреждениях здравоохранения, фактически работы продолжались в 33 учреждениях. По 25 учреждениям не завершены процедуры заключения государственных контрактов. На капитальный ремонт израсходовано 44,6 миллиарда рублей (39,6 процента от запланированных средств). В 895 учреждениях здравоохранения работы по капремонту завершены, отремонтировано 5045,4 тысячи квадратных метров (40,5 процента от запланированного показателя). Не завершены процедуры заключения контрактов для 1263 учреждений. На текущий ремонт израсходовано 364,4 миллиона рублей (53,6 процента от запланированных средств).

Также было предусмотрено приобретение 259 191 единицы медицинского оборудования для 4898 лечебных учреждений на сумму 179,6 миллиарда рублей. Из них израсходовано 50,76 миллиарда (всего 28,3 процента от запланированных). Фактически поставлено 104 361 единица медицинского оборудования, что составляет 40,3 процента от планируемого показателя. Примерно так же обстоят дела и с созданием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрением стандартов медицинской помощи при оказании стационарной медпомощи... На повышение доступности амбулаторной медицинской помощи израсходовано 26,0 миллиарда руб­лей (38,7 процента от запланированных средств). В первом квартале 2012 года получили выплаты 132 497 врачей (92,9 процента) и 220 086 средних медицинских работников (92,5 процента). Фактически размер доплаты врачам-специалистам в среднем по стране составил 5442 рубля, что ниже запланированного показателя на 54,1 процента, по среднему медицинскому персоналу — 2786 рублей, что ниже запланированного показателя на 58,3 процента.

Региональные программы фактически исполнены на 33 процента. Одним из показателей их реализации является уровень заработной платы врачей и среднего медперсонала в целом по медицинским организациям субъекта РФ и муниципальным медицинским организациям. В первом квартале 2012 года средняя заработная плата врачей, получающих стимулирующие выплаты в рамках региональных программ, соответствует плановым значениям (27,5 тысячи рублей), а у среднего медицинского персонала превысила план на 6,1 процента (17,8 тысячи рублей при плане 16,7 тысячи рублей). При сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечено повышение средней зарплаты врачей с 26,0 тысячи до 31,0 тысячи рублей (на 19,5 процента) и среднего медперсонала — с 15,2 тысячи до 17,9 тысячи рублей (на 18,1 процента). Вопрос о ходе реализации региональных программ и целесообразности их продления был рассмотрен на парламентских слушаниях 26 июня. Органы власти большинства субъектов РФ считают необходимым продлить период реализации программ.

— Как бы вы сформулировали основные задачи комитета на ближайшие пять лет?

— Главной задачей считаю выявление узких мест в современном законодательстве в сфере охраны здоровья, устранение правовых пробелов, мешающих формированию нормативного базиса реформы здравоохранения. Чтобы в полную силу заработал Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нужно изменить еще более четырех десятков законов. Это отраслевые и законодательные акты, включая Налоговый, Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Изменения будут касаться вопросов разграничения полномочий, изменения правового статуса некоторых учреждений здравоохранения, информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Сейчас комитет подготовил ко второму чтению новую редакцию Закона «О донорстве крови и ее компонентов». Действующий закон был принят в 1993 году и не в полной мере регулирует существующие правоотношения в данной сфере, не учитывает современные достижения трансфузиологии, а также международные стандарты в области донорства крови. Проектом федерального закона вводится обширный актуализированный терминологический аппарат, устанавливаются принципы донорства крови, особенности ее оборота, обеспечения безопасности доноров и реципиентов, меры социальной поддержки для доноров, создается единая федеральная база данных, необходимая в первую очередь для обеспечения безопасности донорской крови и прозрачности ее оборота.

17 мая мы провели круглый стол по проблемам применения Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Очевидно, что закон не в полной мере решил проблему дороговизны и доступности лекарств. Государственное регулирование лишь несколько притормозило рост цен. По данным мониторинга, проводимого Росздравнадзором, в течение 2011 года розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты выросли на 2,17 процента, а в ценовой категории свыше 500 рублей повышение составило 2,47 процента. При этом необходимо отметить, что производители свои отпускные цены не повышали, так как в соответствии с законом они их зафиксировали на год. В Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопросам обращения медицинских изделий посвящена всего одна статья, которая не может заполнить существующий пробел в законодательстве. Необходим самостоятельный закон, обеспечивающий государственное регулирование этой важнейшей отрасли.

Нельзя считать до конца законодательно урегулированными и вопросы здорового образа жизни. В статье 12 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляется приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Статья 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» полностью посвящена этому направлению. Представляется, что в развитие этих статей закона необходимы другие подзаконные нормативные акты. Нужны документы с систематизацией и детализацией практической реализации мер профилактики, диспансеризации, реабилитации особенно таких социально значимых заболеваний, как наркомания, алкоголизм, токсикомания. В них могли бы найти отражение нормы, направленные на сохранение здоровья детей и поддержание здоровья взрослого населения.

Мы также провели круглый стол по проблемам медико-социального характера сезонных переводов времени. Проблема оказалась очень важной, решено организовать парламентские слушания. Прежде чем менять законодательство, надо все по-хорошему взвесить и проанализировать. Сейчас создана экспертная группа, которая более глубоко проработает тему и подготовит законопроект к внесению.

 

ссылка на источник

  

Комиссия по охране здоровья будет создана при Правительстве РФ

 

Министерство здравоохранения подготовило соответствующий проект Постановления правительства. Согласно документу Комиссия будет координировать работу по решению вопросов охраны здоровья граждан, среди ее полномочий – определение приоритетных направлений для ведомств в сфере охраны здоровья, анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, информирование о выявленных недостатках и контроль над их устранением, участие в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработка целевых показателей реализации мероприятий по охране здоровья граждан на федеральном и региональном уровнях, а также взаимодействие с различными организациями – научными, общественными – по решению вопросов охраны здоровья граждан.

В состав Комиссии должны войти Заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, Президент «Опоры России» С.Р. Борисов, Председатель Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты РФ Н. А. Дайхес, Президент Российской академии наук И.И. Дедов, Председатель комитете Государственной Думы РФ по охране здоровья С.В. Калашников, Президент Торгово-промышленной палаты РФ С.Н. Катырин, Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ М.М. Кузьменко, Президент НП «Национальная медицинская палата» Л.М. Рошаль, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский, Руководитель Федерального медико-биологического агентства В.В. Уйба, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин.

 

ссылка на источник

Ивановская область получит 350 млн. руб. на ремонт больниц и технику

 

Ивановская область получит из федерального бюджета дополнительно 346,3 миллиона рублей на здравоохранение, которые будут направлены, в частности, на ремонт больниц и приобретение автотранспорта, сообщил в понедельник представитель регионального правительства.

Соглашение между министерством здравоохранения РФ и правительством Ивановской области о распределении средств дополнительной субсидии в объеме 346,3 миллиона рублей подписано в рамках проекта модернизации здравоохранения.

"Деньги будут направлены на капитальный ремонт шести лечебных учреждений в городах Кинешма, Шуя, Вичуга, Тейково, Иваново. В том числе на эти средства будет открыт офис врача общей практики в селе Афанасьевское Шуйского района - 112,2 миллиона рублей. Порядка 140 миллионов рублей выделено на приобретение медицинского оборудования. Для всех муниципальных образований будет закуплен санитарный автотранспорт", - сообщил собеседник агентства.

По программе модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы Ивановская область получила 3,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Мероприятия программы направлены на улучшение материально-технической базы лечебных учреждений, ремонт больниц и поликлиник, увеличение зарплат медиков, доступность медицинских услуг населению.

 

ссылка на источник

 

Профессия врача становится популярной в России: статистика вузов

 

В подведомственные Минздраву России учреждения высшего медицинского образования на бюджетные места подано 234 тыс. 88 заявлений, что на 24, 5 тыс. больше, чем в прошлом году. Такая информация размещена на официальном сайте министерства.

«Практически во всех подведомственных Минздраву России учреждениях высшего медицинского образования в 2012 году были высокие конкурсы, — комментирует директор департамента образования и развития кадровых ресурсов Вадим Егоров. — Традиционно наиболее востребованными специальностями у абитуриентов являются «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Фармация» и ряд других».

Так, конкурс по специальности «Стоматология» в среднем по вузам составил 19 человек на место.

По специальности «Педиатрия» на 4 764 бюджетных места было подано 53 062 заявления абитуриентов, таким образом, конкурс составил 11 человек на место. При этом наиболее высокий конкурсный показатель отмечался в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова — 97 человек на место.

В среднем по стране на специальности «Медицинская кибернетика» конкурс составил 19 человек на место, «Медицинская биохимия» — 17 человек, «Медико-профилактическое дело» — 11 человек, «Фармация» — 10 человек, «Лечебное дело» — 9 человек на место.

Помимо специальностей группы «Здравоохранение», ряд образовательных учреждений реализует еще некоторые направления подготовки специалистов, такие как «Биотехнология», «Клиническая психология», «Социальная работа». Например, по направлению подготовки высшего профессионального образования «Биотехнология» конкурс, в среднем, был 19 человек на место (на 125 бюджетных мест подано 2 411 заявлений).

«Количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом не изменилось и составляет 21 тыс. 428, — отметил Вадим Егоров. — Что касается качества подготовки абитуриентов в этом году, то первые, поступающие из вузов сводки, показывают высокие проходные баллы».

 

ссылка на источник

 

Псковская область произвела на комиссию Минздрава позитивное впечатление

 

Псковская область произвела на представителей комиссии Министерства здравоохранения РФ, в задачи которой входит контроль над соблюдением исполнения мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения, позитивное впечатление. Как сообщили Псковскому агентству информации в Управлении пресс-службы администрации региона, 15 августа губернатор Псковской области Андрей Турчак провёл встречу с членами комиссии.

На встрече присутствовали руководитель комиссии - директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Елена Байбарина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко, от администрации Псковской области - заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов.

Елена Байбарина сообщила, что комиссия в регионе работала три дня. За это время эксперты ознакомились с работой лечебных учреждений города Пскова, Островского, Опочецкого, Печорского районов.

"В целом впечатления позитивные. В лечебных учреждениях показывали всё, без утайки", - сказала Елена Байбарина главе региона. Она отметила, что недочёты, выявленные в ходе проверок, — общие для всех медучреждений, но в результате совместной с псковскими врачами работы удалось найти пути, которые позволят улучшить качество и доступность медицинской помощи в регионе. "Считаю, что мы продуктивно поработали", - заключила директор департамента

Андрей Турчак отметил, что областные власти заинтересованы в том, чтобы работа комиссии Минздрава РФ была максимально эффективной. "Нам важен взгляд и мнение профессионалов. Это позволит вовремя сделать работу над ошибками", - подчеркнул губернатор.

Напомним, с 13 по 15 августа в регионе работала специальная комиссия Министерства здравоохранения РФ с целью проверки эффективности реализации программы модернизации здравоохранения в Псковской области. В состав комиссии вошли эксперты Минздрава РФ, Федерального фонда ОМС, Росздравнадзора и специалисты в области онкологии.

 

ссылка на источник

Россия на 97 месте в рейтинге здоровья граждан

По состоянию здоровья населения Россия находится между Восточным Тимором и Ираком.

 

Россия заняла 97 место из 145 в рейтинге стран по состоянию здоровья их населения, подготовленным агентством Bloomberg, информирует РИА Новости. Верхние позиции в таблице заняли Сингапур, Италия и Австралия. В первую десятку также вошли (в порядке убывания) Швейцария, Япония, Израиль, Испания, Нидерланды, Швеция и Германия.

Рейтинг был составлен аналитиками агентства на основании данных Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка. Он учитывал такие параметры, как продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, курение и потребление алкоголя, физическая активность, лишний вес, уровень холестерина, давления, глюкозы, распространения ВИЧ и других заболеваний, а также уровень загрязнения окружающей среды.

Ближайшие соседи России в рейтинге – Восточный Тимор (96 место), Ирак (98) и Украина (99), при этом Белоруссия обогнала РФ по уровню здоровья населения и находится в таблице на 91 месте. Но даже близкое соседство в таблице двух бывших братских республик вряд ли может служить для россиян утешением.

Низкое положение России в рейтинге свидетельствует об очень тревожной ситуации в российском здравоохранении. Недостаточное финансирование породило множество различных проблем, таких как очереди (и в поликлиниках, и на высокотехнологичную медицинскую помощь), падение уровня медицинского образования и ухудшение качества оборудования. Невысокие зарплаты медиков отталкивают талантливую молодежь от работы в области здравоохранения.

 

ссылка на источник

  

Донских медиков похвалила комиссия Минздрава РФ

 

Ростовская область, 17 августа, АиФ-Ростов. Девять экспертов комиссии побывали в 35 медицинских организациях, в числе которых фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, центральные городские и районные больницы, центры специализированной медицинской помощи, областные многопрофильные учреждения здравоохранения.

Федеральные эксперты в заключительном документе отметили, что в Ростовской области ведется активная работа по достижению сбалансированности объемов оказания медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах, а также реализации концепции трехуровневой системы оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению.

Особо отметили проверяющие качество проведенной организационной работы, направленной на осуществление эффективной и своевременной реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения.

«Выводы, сделанные федеральной экспертной комиссией, стимулируют нас к осуществлению своевременной и успешной реализации программы модернизации, - прокомментировала заключительный документ министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. – Будем продолжать работать и над отмеченными нашими федеральными коллегами недостатками, особенно над основным – выполнением сетевого графика проведения капитальных ремонтов таких крупных объектов здравоохранения, как больница скорой медицинской помощи и городская поликлиника №1 в Таганроге, а также родильный дом №2 в Ростове-на-Дону».

Отмечена работа исполнительной власти региона по сокращению дефицита медицинских кадров, однако она должна быть усилена. Комиссией рекомендовано предусмотреть в рамках областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» дополнительные меры, направленные на повышение квалификации медицинских кадров, поэтапное устранение их дефицита, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

 

ссылка на источник

 

Минздрав не окажет финансовую поддержку ленивым регионам

 

В Минздраве России было принято решение по приостановлению финансирования некоторых регионов. Причина в том, что в них плохо расходуются выделенные для модернизации здравоохранения средства. К тому же, дан срок до первого сентября, и если ситуация не улучшится, некоторые регионы будут полностью лишены предназначенных для них средств.

Главой ведомства Вероникой Скворцовой было сказано, что по ее приказу приостановлено финансирование тех регионов, которые имеют показатели по освоению государственных денег значительно ниже, чем в среднем по России. Но у них есть возможность изменить данную ситуацию, по словам министра, они могут повлиять на сложившуюся обстановку до начала сентября. В первый день осени, каждый регион обязан предоставить отчет о том, как происходит освоение средств, что было сделано и приобретено. Если динамика освоения не является положительной, то региональные средства изымаются, и передаются другим регионам.

На местах ведутся проверки, в которых участвуют представители Минздрава, возглавляет комиссию Вероника Скворцова. Работа начата на этой неделе. Весь август и часть сентября руководители федерального ведомства проведут в поездках. Для проведения ревизий создано пять комиссий. В их составе находятся сотрудники основных департаментов министерства, также присутствуют специалисты различных профилей из федеральных учреждений.

Есть регионы, которые успешно справились с своими задачами, в их числе Скворцовой был назван Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. Некоторые республики Северного Кавказа вызвали у комиссии ряд вопросов, но какие именно республики, главой Минздрава не названо.

Сумма, выделенная государством на модернизацию здравоохранения, составляет 620 миллиардов. Их них 460 миллиардов рублей предоставлено ФОМС. На полученные средства каждый регион должен был провести необходимые капитальные либо текущие ремонты медицинских учреждений, улучшить информатизацию, произвести укрепление технической, материальной базы поликлиник и больниц. Часть средств должна была быть использована для повышения оплаты труда медперсонала.

 

ссылка на источник

Все сахалинские районные больницы перейдут в ведение регионального Минздрава

 

Все сахалинские районные больницы с 1 января 2013 г. перейдут в ведение регионального минздрава, сообщил 14 августа РИА «Сахалин-Курилы» и.о. министра здравоохранения области Александр Зубков.

Это упреждающее действие областных властей было поддержано островным парламентом. Здравоохранение области первым в России перейдет в подобную систему отношений по вертикали. В остальных субъектах РФ муниципальные учреждения здравоохранения перейдут в юрисдикцию региональных минздравов с 2014 г.

Выстраивание вертикали в системе здравоохранения региона позволит эффективнее решать вопросы охраны здоровья сахалинцев и курильчан. Например, в Углегорском районе плачевная ситуация с самой высокой смертность от алкоголизма и наркомании беспокоит больше губернатора, правительство и министерство здравоохранения области, нежели местные власти.

Однако для перевода районных больниц под ответственность минздраванеобходима большая предварительная работа по подготовке правовосстанавляющей документации. Пока власти Углегорского муниципального района являются единственными, кто не предоставил их.

 

ссылка на источник


22 Августа 2012

Возврат к списку