Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения РФ

«Формально к работнику относиться нельзя!»: семинар-совещание «Проведение специальной оценки условий труда в Республике Башкортостан»

19 декабря 2014 года в здании Минтруда РБ прошел семинар-совещание со специалистами организаций, аккредитованных на проведение специальной оценки условий труда, на тему «Проведение специальной оценки условий труда в Республике Башкортостан».

В семинаре приняли участие технические инспекторы труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и республиканских организаций профсоюзов; руководители и специалисты организаций (испытательных лабораторий), аккредитованных на проведение специальной оценки условий труда; представители ГИТ в РБ, специалисты-эксперты (по охране и условиям труда) территориальных отделов Минтруда РБ, корреспонденты газет «Действие» и «Охрана труда и промышленная безопасность», представители пресс-служб ФП РБ, Минтруда РБ и ГИТ по РБ.

Открыл и вел мероприятие заместитель министра труда и социальной защиты населения РБ Альфир Садртдинов:

– Цель нашего семинара – рассказать о нововведениях в сфере охраны труда и спецоценки условий труда. Деятельность по охране труда выстраивается по «Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2012–2016 годы» (объем бюджетного финансирования – 4,7 млн. рублей), а также основывается на двух законах, вступивших в силу с 1 января 2014 года, – ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Заведующий отделом охраны труда и экологии, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан Леонид Шкалей выступил с докладом «Полномочия профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда»:

– Федеральный закон дает представление только об изначальном замысле СОУТ, который пока реализован далеко не в полной мере, в частности: «идентификация» прописана в Федеральном законе № 426-ФЗ таким образом, что фактически преграждает путь к проведению СОУТ на всех рабочих местах «вредников» и «льготников», включая и тех, кто попал в эту категорию по «пульсации освещенности»; Правительством РФ до сегодняшнего дня не уполномочен федеральный орган исполнительной власти, который должен будет разработать и ввести в действие гигиенические нормативы условий труда; не разработаны и не введены в действие методики проведения измерений для целей СОУТ, отвечающих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, как того требует Федеральный закон № 426-ФЗ. В настоящее время только формируется система разработки и аттестации методик, пригодных для целей СОУТ.

Проведенный Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан мониторинг по реализации Закона «О специальной оценке условий труда» показывает, что беспокойство по сохранению льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда было не напрасным. Противоречия, имеющиеся в нормативной базе по проведению спецоценки, ведут к тому, что оценка условий труда проводится необъективно и не способствует защите прав работников на безопасные условия труда. Довольно часто СОУТ проводится без привлечения самих работников, несмотря на прямое указание Закона по данному вопросу (ст. 5, 10, 12 426-ФЗ и т.д.). В качестве классического примера как работодатели расправляются с работниками с помощью организаций, проводящих спецоценку на рабочем месте, – это рабочее место аккумуляторщика, который проходит по спискам и на дополнительный отпуск и на льготную пенсию. Пока работник находился в отпуске, были произведены замеры и вынесен вердикт – 2 класс, в то время как при АРМ у него был класс 3.1. Спрашивается, что можно намерить на пустом месте, когда там не проводились работы? При этом, ни работодатель, ни ОП СОУТ не задумались, что нарушили 3 статьи Федерального законодательства. Формально к работнику относиться нельзя!

Так, в целях защиты работников, законодательством предоставляются профсоюзам широкие полномочия: обязательное участие представителей профсоюзной организации в составе комиссии при проведении специальной оценки условий труда; инициирование профсоюзной организацией к внеплановой СОУТ; корректировка уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда в ходе коллективных переговоров; законом, наряду с государственным надзором, предусматривается профсоюзный контроль за соблюдением требований ФЗ, а также проведения технической инспекцией труда профсоюзов независимой экспертизы условий труда на рабочем месте; обжалование результатов специальной оценки условий труда в Роструде или в суде.

Начальник отдела государственной экспертизы условий труда Минтруда РБ Евгений Лебедев проинформировал о результатах проведения СОУТ в республике, а также коснулся вопросов внедрения экспертизы качества СОУТ, обозначил основные направления работы по обеспечению безопасности работников на производстве:

– Закон «О СОУТ» – это только начало. Минтрудом РБ подготовлен ряд изменений в данный закон.

Об осуществлении государственного надзора за проведением СОУТ рассказал заместитель руководителя Государственной инспекции труда в РБ Владимир Гребенников. Он подчеркнул, что важно правильно ориентировать экспертов, технических инспекторов труда, специалистов и работников в новом законе.

Участники семинара задали интересующие их вопросы по рассматриваемой теме и получили конструктивные ответы.

Альфир Сабирьянович выразил общее мнение, что подобные семинары крайне необходимы для всех заинтересованных сторон, и их нужно проводить как можно чаще.

Официальный сайт ФНПР: Проведение специальной оценки условий труда в Республике Башкортостан

Официальный сайт Минтруда РБ: В Уфе обсудили вопросы проведения специальной оценки условий труда

Пресс-центр Федерации профсоюзов Республики Башкортостан









22 декабря 2014

Возврат к списку

 

Вступить в профсоюз
Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных