Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения РФ

Комментарии Пенсионного фонда о новом пенсионном законодательстве

В журнале «Пенсия» №3 2015г. опубликована статья «О некоторых вопросах работы органов ПФР в связи с вступлением в силу нового пенсионного законодательства», где рассмотрен перечень задач территориальных органов ПФР, вопросы определения права на пенсию (стажевые требования, величина индивидуального пенсионного коэффициента, включение «нестраховых периодов», включение в стаж периодов добровольной уплаты страховых взносов и др.), приведены информационные слайды по новому расчету и перерасчету пенсий.

Статья

О некоторых вопросах работы органов ПФР в связи с вступлением в силу нового пенсионного законодательства

Как известно, с 1 января 2015 года вступили в силу новые пенсионные законодательные акты, принятые в конце 2013 года, - федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее – соответственно Закон № 400-ФЗ и Закон № 424-ФЗ).

В прошедшем году осуществлялась подготовка к реализации принятых федеральных законов, которая затронула все сферы деятельности: от нормотворческой и правоприменительной до информационно-разъяснительной (слайд № 1). Так, Правительством Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации были утверждены специальные планы – графики подготовки нормативных правовых актов. Всего запланирована разработка 46 проектов актов по различным вопросам, требующим правового регулирования. Большинство из необходимых документов были приняты к 1 января 2015 года. В ближайшее время ожидается принятие постановления Правительства Российской Федерации о правилах установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Нормативные правовые акты, связанные с установлением повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельской местности, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, должны быть приняты в текущем году, поскольку соответствующие нормы об увеличении обозначенной категории лиц фиксированной выплаты вводятся в действие с 1 января 2016 года.

Слайд № 1

Кроме того, был принят так называемый «закон-спутник» - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» (далее – Закон № 216-ФЗ), который не только привел положения многих законодательных актов в соответствие с требованиями законов № 400-ФЗ и № 424-ФЗ), но и внес некоторые уточнения в нормы, имеющие значение с точки зрения реализации застрахованными лицами своих прав в области пенсионного обеспечения.

Первой задачей территориальных органов ПФР, вытекающей из факта вступления в силу нового пенсионного законодательства, являлся перерасчет размеров трудовых пенсий, установленных гражданам до 1 января 2015 года. Правила данного перерасчета зафиксированы в статье 34 Закона № 400-ФЗ и заключаются в следующем (слайд № 2):

перерасчет размеров страховых пенсий и, следовательно, определение величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) за периоды до 1 января 2015 г. осуществляется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной лицам трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., то есть на 64 руб. 10 копеек. Аналогичный порядок предусмотрен и для доли страховой части пенсии по старости (инвалидности). Тем самым граждане не должны были предпринимать никаких активных действий для «преобразования» своей трудовой пенсии в страховую пенсию, исчисленную исходя из ИПК и с учетом фиксированной выплаты, все делалось автоматически органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

сохранение размера получаемой гражданами по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсии, если после перерасчета ее размер оказался ниже.

Хотя, конечно, следует отметить, что, принимая во внимание рассмотренный порядок перерасчета размера пенсии, уменьшения суммы пенсии быть не должно. Что касается увеличения, то оно без подачи заявления могло произойти у получателей трудовых пенсий по инвалидности, которым трудовая пенсия по старости была назначена в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 года.

С 1 января 2015 г. ИПК этим лицам, трудовая пенсия по старости которым была назначена в указанный период в размере ранее получаемой трудовой пенсии по инвалидности, должен быть определен с учетом размера трудовой пенсии по инвалидности (без фиксированного базового размера), увеличенного на соответствующие коэффициенты индексации (дополнительного увеличения) размера трудовой пенсии по инвалидности, имевшие место до указанной даты. Это же относится и к гражданам, которым в этот период была назначена трудовая пенсия по старости в размере, превышающем ранее получаемый ими размер трудовой пенсии по инвалидности (за счет увеличения фиксированного базового размера), но при этом у них при назначении трудовой пенсии по старости произошло уменьшение пенсионных прав застрахованного лица, сформированных исходя из расчетного пенсионного капитала[1]. Данная позиция связана с изменением с 1 января 2015 г. природы и статуса фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии и его преобразованием в фиксированную выплату, назначаемую к страховой пенсии.

Оформление перерасчета размера пенсий осуществлялось путем вынесения территориальными органами ПФР соответствующих распоряжений.

Слайд № 2




Общеизвестны изменения, произошедшие в вопросах определения права на страховую пенсию по старости (слайд № 3).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Как видим, в связи с принятием Закона № 400-ФЗ общеустановленный пенсионный возраст в нашей стране остался прежним, а стажевые требования для определения права на страховую пенсию увеличены. Это еще раз подтверждает, что повышение пенсионного возраста не панацея от всех «бед», и урегулирование вопросов, связанных с поощрением длительной легальной занятости, полной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величиной страхового стажа имеет важнейшее значение при обеспечении сбалансированности пенсионной системы.

Кроме того, Законом № 400-ФЗ введено принципиально новое условие, которого доселе не существовало, для определения права на страховую пенсию – наличие у заинтересованных граждан величины ИПК не менее 30.

Таким образом, с 1 января 2015 г. право на страховую пенсию может быть реализовано гражданами при выполнении следующих требований:

достижение общеустановленного пенсионного возраста;

наличие необходимого страхового стажа;

наличие необходимой величины ИПК - не менее 30.

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии по старости (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода. Переходными положениями, закрепленными статьей 35 Закона № 400-ФЗ (части 1 и 2), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины ИПК. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону № 400-ФЗ). Требуемая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК - 30. Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) в 2015 г. либо ранее, требуемая продолжительность страхового стажа будет составлять 6 лет, величина ИПК - 6,6 независимо от года назначения страховой пенсии по старости, для тех, у кого указанный пенсионный возраст наступает в 2016 г., страховой стаж должен составлять 7 лет, а величина ИПК равняться 9 и т.д.

Каких-либо исключений в вопросе определения права на страховую пенсию по старости для лиц, выполнивших до 1 января 2015 г. требования по назначению трудовой пенсии по старости, но не обратившихся за ней, Законом № 400-ФЗ не установлено.

Слайд № 3

Закон № 400-ФЗ устанавливает правила исчисления размера страховой пенсии в виде математических формул с использованием условных обозначений.

В самом общем виде можно сказать, что согласно новой пенсионной формуле на размер страховой пенсии влияет:

размер легальной заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у застрахованного лица будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

возраст обращения за назначением страховой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста и возникновения права на пенсию, до ее фактического назначения. Введение соответствующего повышающего коэффициента направлено на развитие института добровольного отказа от назначения пенсии для последующего увеличения ее размера. Информационно этот институт можно раскрыть одним предложением – каждый гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости и, следовательно, достижения нормативного пенсионного возраста может выбрать удобное и выгодное для себя время выхода на пенсию и в связи с этим получать ее в повышенном размере, что и является главным стимулом для принятия такого решения.

Вместе с тем исчисление размера страховой пенсии достаточно сложный процесс, в первую очередь, благодаря тому, что он не ограничивается применением новых формул, закрепленных в Законе № 400-ФЗ. Учитывая, что один из основных принципов пенсионного законодательства – это сохранение приобретенных прав, определение размера пенсии за периоды стажа, которые имели место в период действия другого, ранее действовавшего законодательства, должно осуществляться с использованием порядка и формул, предусмотренных теми актами, которые имели силу именно в тот период времени. В настоящее время фактически размер страховой пенсии за периоды стажа до 1 января 2002 г. определяется по одним правилам, за время с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. – по другому механизму, а начиная с 1 января 2015 г. – согласно новому порядку, что обусловлено этапами развития пенсионного законодательства нашей страны.

При этом, конечно, созданы механизмы преобразования ранее приобретенных прав для их учета в современных условиях и обеспечения равных возможностей граждан разных возрастов. Это предопределяет необходимость знать для расчета размера страховой пенсии и законодательство, действовавшее до 1 января 2015 года. Именно поэтому согласно части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2015 г. не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Рассматривая переходные положения нельзя не сказать, что на основании части 5 статьи 35 Закона № 400-ФЗ предусмотрено уточнение с 1 января 2015 г. размеров страховых пенсий лицам, которым до указанной даты были установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии. Указанное уточнение производится по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Обращаем внимание, что уточнение размеров страховых пенсий производится в порядке, предусмотренном для корректировки размеров трудовых пенсий в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона № 173-ФЗ, до 1 августа 2015 г. с формированием соответствующей доплаты с 1 января 2015 года.

При этом уточнение размеров страховых пенсий по старости и страховых пенсий по инвалидности производится с применением формулы:

СЧ=СЧп+ПКр/(Т x К), где:

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 года;

ПКр - сумма начисленных (уплаченных) после назначения трудовой пенсии страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 г.;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 Закона № 173-ФЗ) по состоянию на 31 декабря 2014 г.;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - с учетом нормативной продолжительности страхового стажа инвалида по состоянию на 1 января 2015 года.

В аналогичном порядке осуществляется уточнение размера доли страховой части трудовой пенсии.

Уточнение размеров страховых пенсий по случаю потери кормильца лиц, которым трудовая пенсия по случаю потери кормильца установлена в 2014 г., осуществляется с применением формулы:

СЧ=СЧп+ПКр/(Т x К)/КН, где:

СЧ - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧп - установленный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г.;

ПКр - сумма начисленных (уплаченных) после назначения трудовой пенсии страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца для исчисления размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на день его смерти;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 г.;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца, по состоянию на 1 января 2015 года.

Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ, потерявшим обоих родителей, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке исходя из суммы расчетного пенсионного капитала каждого из умерших родителей, не учтенного по состоянию на день их смерти.

Территориальным органам ПФР в целях своевременного проведения уточнения размеров страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года были установлены трудовые пенсии, следует до 1 августа 2015 г. обеспечить осуществление следующих мероприятий:

1) формирование, начиная с 1 июня 2015 г., в программном комплексе по назначению и выплате пенсий (далее - ПК НВП) соответствующих запросов для получения выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, являющихся получателями трудовых пенсий по старости или трудовых пенсий по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также на кормильцев, в связи со смертью которых установлены трудовые пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г., и их передачу в программно-технический комплекс системы персонифицированного учёта (далее - ПТК СПУ). Работы по формированию запросов выписок из индивидуальных лицевых счетов, содержащих сведения об учтённых по состоянию на 31 декабря 2014 г. страховых взносах, целесообразно осуществить в срок до 20 июня 2015 г.;

2) ввод полученных из ПТК СПУ выписок застрахованных лиц, на индивидуальных лицевых счетах которых отражены сведения о начисленных (уплаченных) после назначения трудовой пенсии страховых взносах, которые не были учтены при определении величины расчётного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 г., а для трудовой пенсии по случаю потери кормильца - по состоянию на день его смерти, в ПК НВП;

3) осуществление уточнения размеров страховых пенсий лицам, предусмотренным частью 5 статьи 35 Закона № 400-ФЗ, и проверка правильности расчёта размеров страховых пенсий в срок до 10 июля 2015 года;

4) оформление распоряжения территориального органа ПФР о перерасчете размера пенсии и его приобщение к материалам выплатного (пенсионного) дела;

5) формирование доставочных документов на август 2015 г. с учётом проведённого уточнения и доплаты пенсии за период с 1 января 2015 г. по 31 июля 2015 года.

Понятие страхового стажа в целом осталось неизменным, введены новеллы, которые касаются порядка его исчисления (слайд № 4).

Страховой стаж в статье 3 Закона № 400-ФЗ определяется как учитываемая при определе­нии права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись и уплачива­лись страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке Закона № 400-ФЗ учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, о правомерности исчисления страхового стажа лиц, работавших по трудовому договору, исходя из начисленных страховых взносов. Таким образом, для образования страхового стажа достаточно факта начисления страховых взносов.

Из данного правила имеется исключение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР (часть 3 статьи 13 Закона № 400-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, которую он неоднократно высказывал в своих решениях[2], нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства. В связи с этим в Законе № 400-ФЗ предусмотрено следующее положение.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Рассматривая вопросы исчисления страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент.

В отечественном законодательстве с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ). Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в ПФР в целях формирования своих пенсионных прав. Ранее взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитывались при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимались во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям, внесенным в указанный Закон Законом № 216-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1, 2, 3 и 5 пункта 1 статьи 29 Закона № 167-ФЗ, засчитываются в страховой стаж.

К этим лицам относятся следующие категории граждан, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке (например, муж, который уплачивает страховые взносы за свою жену, которая занимается домашним хозяйством);

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение 8-кратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов этими лицами, относящимися ко второй и четвертой категориям, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. Тем самым часть страхового стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию, фактически можно «купить». При этом, принимая во внимание, что соответствующие лица уплачивали страховые взносы в ПФР в добровольном порядке и до 1 января 2015 г., учитывая конституционный принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан (если самими актами не установлено иное), в страховой стаж могут быть засчитаны и периоды добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имевшие место до обозначенной даты.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. Данная норма необходима для исключения ситуаций, при которой граждане могут получать пенсию за один и тот же стаж от разных государств, что возможно в условиях отсутствия между государствами международного договора в области пенсионного обеспечения.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР, с иными периодами при установлении пенсии в страховой стаж гражданина включается период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) определение величины ИПК в более высоком размере.

При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Подтверждение периодов страхового стажа за периоды до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования на основании названных сведений является новеллой Закона № 400-ФЗ. Это связано с тем, что ПФР провел работу по сбору от работодателей сведений о стаже за указанные периоды, оценил и проверил их, а затем включил соответствующие данные в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, за которых такие сведения были представлены страхователем.

Подсчет страхового стажа за периоды после регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Слайд № 4

Изменен порядок учета в размере пенсии и ряда «нестраховых» периодов, что обуславливается новой пенсионной формулой.

При назначении страховой пенсии коэффициент за полный календарный год составляет 1,8 в отношении таких периодов как:

военная служба;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации.

Впервые в нашей пенсионной истории оценка периода ухода за ребенком поставлена в зависимость от количества детей (слайд № 5). На основании части 12 статьи 15 Закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода ухода за ребенком составляет:

1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Исходя из совокупности правовых норм части 1 статьи 12 и части 12 статьи 15 Закона 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, определяется согласно очередности периодов ухода за детьми. При этом в случае ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж могут засчитываться не совпадающие по времени периоды ухода.

Тем самым в новом пенсионном законодательстве демографическая функция социального обеспечения получила свое дальнейшее развитие.

Важно, что пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., могут быть пересчитаны по заявлениям застрахованных лиц со сроков, предусмотренных частью 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ, если размер страховой пенсии, исчисленный с учетом нового порядка оценки «нестраховых» периодов, будет выше, чем при исчислении размера пенсии с применением норм ранее действовавшего законодательства.

Слайд № 5

Новым пенсионным законодательством расширены возможности подачи заявления о назначении пенсии (слайд № 6).

Слайд №6

Заявление может быть подано застрахованными лицами:

непосредственно в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина, в случае его отсутствия – по месту пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии и первого, и второго – по месту фактического проживания. Более того, в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в нашей стране, в полной мере реализован принцип экстерриториальности оказания государственных услуг – они вправе подать заявление о назначении пенсии в любой территориальный орган Пенсионного фонда России – по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), если между территориальным органом ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением;

через работодателя, если гражданин состоит с ним в трудовых отношениях и письменно выразил свое согласие (слайд № 7). Хотя нельзя не отметить, что данная новелла как раз тот самый случай, когда все новое — это хорошо забытое старое. В не столь уж давние советские времена потенциальные пенсионеры обращались за реализацией своего права на пенсию в администрацию организации по месту последней работы, которая совместно с местным комитетом профсоюза была обязана подготовить требуемые документы и представить их в определенный срок в отдел социального обеспечения. Действовали две формы представления администрации и профкома: первая — для представления к назначению пенсии по старости и инвалидности, вторая — для представления к назначению пенсии по случаю потери кормильца[3]. Так что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий достаточно богаты. Полагаем, что вступление в силу рассматриваемого положения должно придать новый импульс развитию территориальными органами ПФР проекта по представлению страхователями в электронном виде на основании соглашений в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них гражданам. При этом в условиях нового правового регулирования эта работа должна быть организована таким образом, чтобы при наступлении срока, определенного для обращения за пенсией, заявление и требуемые документы представлял в территориальный орган Фонда уполномоченный сотрудник страхователя;

в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» (далее – ЛКЗЛ).

Эти способы подачи заявления актуальны и для обращений за выплатой и доставкой пенсии.

Слайд № 7

Изложенные нормы о вариативности подачи заявления очень важны с точки зрения соблюдения пенсионных прав заинтересованных лиц и незаменимы для создания наиболее удобных условий для реализации ими своего права на пенсионное обеспечение. Гражданин, благодаря таким правилам, имеет альтернативу и путем свободного волеизъявления может выбрать наиболее выгодный для себя вариант обращения за пенсией, исходя из собственных предпочтений и возможностей. Данный подход позволяет максимально эффективно использовать современный уровень развития инфраструктуры для оказания государственных услуг застрахованным лицам. Перефразируя известное изречение нынешнего Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева («свобода лучше, чем несвобода») в контексте настоящей темы, можно со всей определенностью заявить, что выбор варианта обращения за пенсией всегда лучше, чем его отсутствие.

Конечно, рассматриваемые законодательные положения потребуют от Пенсионного фонда России и его территориальных органов проведения большого количества мероприятий, направленных на безусловное их выполнение.

Особое внимание уделим обращению за пенсией в электронном виде. По существу, это будущее, цель, к которой надо стремиться. Такой вариант разгружает клиентские службы, позволяет гражданам реализовывать свое право на пенсионное обеспечение, как говорится, «не вставая с дивана», вообще не посещая органы ПФР, в полной мере учитывает результаты нашей работы по внедрению электронного пенсионного процесса (слайд № 8).

Слайд №8

В настоящее время продолжается работа по опытной эксплуатации электронных сервисов «Прием заявления о назначении пенсии» и «Прием заявления о доставке пенсии» через информационную систему «ЛКЗЛ» на сайте ПФР в соответствии с распоряжением Правления ПФР от 23 января 2015 г. № 29р. Опытная эксплуатация, в которой участвуют 34 отделения ПФР, должна завершиться к 1 октября текущего года. За это время будет отработана технология работы территориальных органов ПФР по приему и обработке заявлений о назначении пенсии и доставке пенсии, поступивших в форме электронного документа[4], доработано соответствующее программное обеспечение, созданы необходимые условия для передачи названных сервисов в постоянную эксплуатацию. Не могу не выделить отделения ПФР по республикам Башкортостан, Бурятия и Татарстан, а также по Белгородской области, которые в течение 2014 г. участвовали в пилотном проекте по приему заявлений в электронном виде и внесли огромный вклад в развитие данного направления нашей деятельности.

Жизненно важным с точки зрения успешности и эффективности проекта по обращению за пенсией в электронном виде является организация межведомственного взаимодействия с ФМС России в части получения сведений о действительности паспорта гражданина, о его регистрации по месту жительства или пребывания. На основании распоряжения Правления ПФР от 25 февраля 2015 г. № 73р проводится опытная эксплуатация программно-технического комплекса «Клиентская служба ПФР» в части направления межведомственных запросов и получения в том числе и названных сведений.

В новом пенсионном законодательстве окончательно решен вопрос, в каких днях исчислять сроки рассмотрения заявления на установление пенсии – в рабочих или календарных. Исходя из здравого смысла, с учетом норм Трудового кодекса Российской Федерации о выходных и праздничных днях, эти сроки исчисляются в рабочих днях (слайд № 9).

Слайд № 9

Также обратим внимание на следующие актуальные моменты организации пенсионного процесса (слайд № 10).




Слайд № 10

Территориальным органам ПФР предоставлено право осуществления проверки обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, и достоверности содержащихся в них сведений, и определен порядок проведения таких проверок. Так, установлено, что:

основанием для проведения проверки является решение территориального органа ПФР о проведении проверки;

проверка может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом ПФР в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с действующим законодательством.

Очень важно, особенно в условиях развития электронного пенсионного процесса, что основанием для установления пенсии теперь также являются сведения, содержащиеся в требуемых для пенсионного обеспечения документах, поступившие в территориальный орган ПФР из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Это относится и к сведениям, поступившим из компетентных органов в электронном виде в рамках межведомственного взаимодействия.

Законом № 216-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ, которые устанавливают с 1 января 2015 г. минимальный срок, по истечении которого гражданин может повторно обратиться за получением единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. При этом надо иметь в виду следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, Определении от 4 апреля 2006 г. № 89-О, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, предоставление, в случае необходимости, гражданам возможности в переходный период адаптироваться к вносимым изменениям, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав.

Поэтому положения о возможности вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты по истечении пятилетнего периода применяются в отношении застрахованных лиц, обратившихся за указанными выплатами после 1 января 2015 года. Соответственно, пятилетний период должен исчисляться с момента обращения застрахованного лица за единовременной выплатой, имевшего место после 1 января 2015 года.

Существенной особенностью нового пенсионного законодательства является доставка пенсии через организации, с которыми территориальными органами ПФР заключены договоры по типовым формам, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 881н (слайд № 11). В этой связи уточнен порядок работы с пенсионерами, подающими заявление о доставке пенсии.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора.

При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Надо всегда помнить, исходя из права пенсионера выбора доставщика, что территориальному органу ПФР следует предпринимать в возможно короткие сроки все необходимые меры по организации доставки через ту организацию, которую выбрал пенсионер, путем заключения с ней договора. При этом требуется информировать Пенсионный фонд Российской Федерации о каждой кредитной организации, от которой поступил отказ в заключении договора.





Слайд № 11

Также обратим внимание на следующие новеллы в части выплаты пенсий (слайд № 12).

Слайд № 12

Период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии на территории субъекта Российской Федерации, определяется организацией почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии) по согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Начало периода доставки пенсии устанавливается не ранее третьего числа текущего месяца. В этой связи, если в регионе до 1 января 2015 г. имело место быть более раннее начало периода доставки, территориальным органам ПФР следует проинформировать заинтересованных пенсионеров любым удобным для них способом о новой дате доставки пенсии. При этом при проведении данной работы в отношении льготных категорий граждан (инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов и т. д.) дату доставки им пенсии следует определять в первые числа нового графика доставки. Во избежание социальной напряженности необходимо максимально учесть предпочтения граждан, у которых изменится дата доставки.

Известно, что для доставки пенсии территориальный орган ПФР оформляет документ о начисленных к доставке суммах пенсии. Теперь, с 1 января 2015 г., в случае нового назначения пенсии, постановки выплатного дела на учет в связи со сменой пенсионером места жительства, возобновления или восстановления выплаты пенсии территориальный орган ПФР оформляет доставочный документ не позднее 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения или распоряжения (в случае принятия решения о назначении пенсии до возникновения права на соответствующую пенсию течение указанного срока исчисляется с даты возникновения права).

Формирование и ведение выплатных дел возможно как на бумажном носителе, так и в электронной форме (слайд № 13). В этой связи предстоит разработать порядок ведения выплатных дел в электронной форме, определить условия, при которых возможен отказ от бумажных носителей, создать технические возможности для этого, чтобы затем окончательно перейти на современный уровень хранения и использования пенсионной информации.

Слайд №13

Также свершилось событие, которого очень долго ждали органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Приказом Минтруда России от 3 сентября 2014 г. № 602н утверждено Положение о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Этим Положением установлены сроки хранения выплатных дел, документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению и дел об отказе в назначении соответствующих пенсий, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ПФР.

Выплатные дела, документы о выплате и доставке пенсий, а также дела об отказе в назначении соответствующей пенсии хранятся на бумажных носителях или в электронной форме в территориальных органах ПФР (слайд № 14).

Слайд № 14

Закрытые выплатные дела, документы о выплате и доставке пенсий, а также дела об отказе в назначении пенсии по истечении сроков хранения подлежат уничтожению.

В этой связи отделениям ПФР необходимо организовать работу подведомственных территориальных органов ПФР по уничтожению выплатных дел, документов о выплате и доставке пенсии, а также дел об отказе в назначении пенсии с истекшим сроком хранения на бумажных носителях.

В данном случае необходимо иметь в виду, что отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Кроме того, основным нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архивов организаций, являются Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., которые основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела.

Положения этих Правил предусматривают выделение к уничтожению архивных документов с истекшим сроком хранения и составление соответствующего акта. Подлежащие уничтожению архивные документы передаются на предприятия, занимающиеся переработкой (утилизацией) сырья, передача дел оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры.

В этих целях по мере необходимости должен производиться отбор документов к уничтожению, по результатам которого составляется акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

Указанный акт подписывается специалистом, проводившим отбор документов, согласовывается экспертной комиссией территориального органа ПФР (далее - ЭК ПФР), утверждается руководителем территориального органа ПФР.

В состав постоянно действующей ЭК ПФР рекомендуется включить: начальника территориального органа ПФР (его заместителя); начальника отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии; ответственного работника, исполняющего обязанности архивариуса; представителя юридической службы территориального органа ПФР.

К акту приобщается опись выплатных дел с истекшим сроком хранения, подлежащих уничтожению, и опись документов о выплате и доставке пенсий с истекшим сроком хранения, подлежащих уничтожению. Страницы описей нумеруются, на последней странице указывается общее количество выделенных к уничтожению выплатных дел (документов о выплате и доставке пенсий). Описи заверяются подписями специалиста, производившего отбор выплатных дел (документов о выплате и доставке пенсий), и руководителя территориального органа ПФР, указывается дата.

Подготовленные документы передаются по приемо-сдаточным накладным в организации, занимающиеся переработкой (утилизацией) сырья, о чем также составляется акт, в котором указываются дата уничтожения документов и номер накладной.

Уничтожение документов непосредственно территориальными органами ПФР не допускается. После уничтожения документов акты с описью документов и один экземпляр приемо-сдаточной накладной хранятся в территориальном органе ПФР.

В заключение рассмотрим основные нововведения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (слайд № 15).





Слайд № 15

Итак, право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Закона № 216-ФЗ) имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста. Тем самым с 1 января 2015 г. для иностранцев и апатридов установлено новое требование для назначения социальной пенсии – постоянное проживание в Российской Федерации не менее 15 лет, такой своеобразный «ценз оседлости» или стажевые требования по периодам проживания для назначения социальной пенсии.

Представляется, что данное решение законодателя связано с особой правовой природой социальной пенсии, ее взаимосвязью с системой социальных пособий и государственной социальной помощи. Социальные пенсии, как и основные виды государственной социальной помощи, предоставляются вне зависимости от трудового вклада граждан, от уплаты ими каких-либо установленных налогов и (или) платежей на обязательное социальное страхование, а основной целью их предоставления является материальное поддержание уровня жизни граждан в трудных жизненных ситуациях, к которым законодательство о государственном пенсионном обеспечении относит наступление нетрудоспособности.

На особую природу социальной пенсии уже давно обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации. В Определении от 16 октября 1995 г. № 11-П отмечается, что труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию. Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации был сделан вывод, что принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в Пенсионный фонд Российской Федерации из бюджета Российской Федерации, и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает. Следовательно, такой же подход - об установлении законодателем условий назначения и выплаты социальной пенсии исходя из ее особой правовой природы - может применяться и при определении норм, регулирующих вопросы определения права и назначения социальной пенсии. Кстати, одним из ярких его проявлений является тот факт, что социальная пенсия по старости назначается на пять лет позже, чем обычная страховая пенсия по старости.

Здесь интересно отметить, что Конвенция МОТ от 28 июня 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства»[5], закрепляющая постулат о предоставлении на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, не распространяется на государственную помощь.

Принимая во внимание, что обязательным условием для назначения социальной пенсии является постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, периоды временного проживания (пребывания) на территории Российской Федерации указанных категорий граждан не могут включаться в требуемые для назначения социальной пенсии 15 лет проживания на территории Российской Федерации. Тем самым требуются 15 лет именно постоянного проживания, что должно подтверждаться видами на жительство.

Вместе с тем периоды постоянного проживания на территории Российской Федерации соответствующих лиц в случае их неоднократности могут суммироваться, поскольку законодательством Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении не установлено требование о постоянном проживании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не менее 15 лет подряд. Например, иностранный гражданин в разные периоды времени проживал с перерывами в нашей стране на основании вида на жительство 3, 5 и 8 лет, следовательно, его стаж постоянного проживания составит 16 лет, что дает ему право на социальную пенсию по старости. При этом на момент обращения иностранного гражданина или лица без гражданства за назначением социальной пенсии он должен иметь статус иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, или другими словами – действующий вид на жительство.

Выплата пенсии приостанавливается в случае истечения срока действия документа, выданного иностранцу или апатриду вида на жительство, - на шесть месяцев начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа. Если вид на жительство не будет представлен, выплата пенсии прекращается с первого числа месяца, в котором истек обозначенный шестимесячный срок.



[1] Подробнее см.: «Пенсия», № 9, 2014, рубрика «Правоприменительная практика».

[2] См., например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

[3] См.: пункт 1 постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. № 263 «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пункт 141 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

[4] См.: письмо ПФР от 18 февраля 2015 г. № ЛЧ-25-26/2097.

[5] Эта Конвенция нашей страной не ратифицирована.



9 апреля 2015

Возврат к списку

 

Вступить в профсоюз
Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных