Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения РФ

Актуальные вопросы очередного заседания РТК

Из-за кризиса правительство решило урезать расходные статьи бюджета, что возмутило представителей профсоюзов и работодателей на заседании Российской трехсторонней комиссии. Под нож попали: индексация зарплат бюджетников, госпрограммы, инвестиционные проекты, здравоохранение, образование. Социальные сферы предполагается частично компенсировать из бюджетов регионов, однако вряд ли это возможно...

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ СОКРАТЯТ

Тема, вызвавшая наибольшее недовольство стороны профсоюзов и стороны работодателей на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) 31 марта, - это сокращение расходов федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Заместитель министра финансов Алексей Лавров представил уточненный прогноз доходов бюджета. В этом году они снизятся с 19,5% от ВВП до 17,1%. В абсолютном выражении снижение составит 2542,6 млрд рублей. Преимущественно сокращаются нефтегазовые доходы - на 2030,5 млрд рублей, прочие доходы уменьшаются на 512,1 млрд рублей. А всего в 2015 году в федеральном бюджете образуется дефицит в размере 2675,3 млрд рублей (3,7% ВВП).

Закрывать “дыры” планируется из Резервного фонда. Тем не менее многие расходные статьи сократят частично или полностью. Например, на 10% урезаны все госпрограммы.

Профсоюзную сторону возмутило решение Минфина отменить намеченную на 1 октября 2015 года индексацию оплаты труда бюджетников на 5,5%, а также индексацию денежного довольствия военнослужащих. Профсоюзы обратили внимание на то, что уровень инфляции в прошлом году был 11,4%, а в уточненном прогнозе на 2015 год он составляет уже 12,2%. И в условиях реального снижения доходов населения недопустимо экономить на индексации зарплат. Председатель профсоюза работников образования и науки Галина Меркулова напомнила членам РТК, что некоторым категориям бюджетников и в прошлом году не индексировали зарплаты.

Зам главы Минфина рассказал о том, что планируется значительно уменьшить объемы финансового обеспечения госпрограммы “Развитие здравоохранения”: на 16,385 млрд рублей. Тут уж не выдержали работодатели. “В условиях несбалансированности значительной части бюджетов субъектов РФ вызывает сомнение возможность компенсации расходов федерального бюджета по госпрограмме на 30,3% по сравнению с действующим законом о федеральном бюджете за счет региональных бюджетов”, - говорится в их обращении.

Сокращается финансирование не только развития здравоохранения, но и таких госпрограмм, как “Развитие образования”, “Социальная поддержка граждан”, “Доступная среда”, “Жилище”, “Содействие занятости населения” и др. Уменьшат средства, выделяемые на “материнский капитал”, на господдержку социально ориентированных некоммерческих организаций; снизят финансирование обеспечения жильем молодых семей, военнослужащих и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Несмотря на растущую безработицу, под сокращение попала и госпрограмма “Содействие занятости населения”. Минфин предлагает сократить расходы на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов и на социальные выплаты безработным.

Работодателей возмутило, что, несмотря на заявленный приоритет - повышение инновационности российской экономики, расходы по соответствующим статьям резко сокращаются, что приведет к проблемам в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Речь идет о снижении расходов на фундаментальные исследования, стимулирование инноваций, авиационную науку и технологии, инновационные проекты в агропромышленном комплексе.

В целом же что профсоюзы, что работодатели посчитали, что оптимизация бюджетных расходов сделана “механически”, без анализа того, как это может повлиять на показатели социально-экономического развития. Грубо говоря, урезали то, что проще, не задумываясь, во что это выльется в дальнейшем. Поэтому обе стороны соцпартнерства дали свое отрицательное заключение на законопроект, который в ближайшее время пойдет на рассмотрение в Госдуму.

ЧАЗы ОГРАНИЧАТ

Единогласно был одобрен проект постановления правительства РФ о том, что на производственные объекты I и II классов опасности не допускаются работники частных агентств занятости, то есть “заемные рабочие”, у которых работодатель - кадровое агентство. Такое ограничение введено для соблюдения безопасности на этих объектах. Необходимость этого постановления возникла после того, как в Трудовой кодекс внесли ст. 18.1, положениями которой регламентирована деятельность по предоставлению труда работников частных агентств занятости.

В течение девяти месяцев после принятия документа Минтруд должен будет подготовить и утвердить соответствующие перечни видов работ.

Также не вызвал вопросов проект постановления правительства, которое установит критерии потребности работодателей в иностранных работниках (речь о работниках, прибывающих в Россию на основании визы). К таким критериям предлагают отнести невозможность найти рабочую силу на месте или привлечь ее из других субъектов РФ, возможность обустройства иностранных граждан (обеспечение жильем и медицинской помощью), а также соблюдение допустимой доли иностранных работников, установленной правительством РФ.

Во время обсуждения перечня рабочих мест, где спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей (в соответствии с постановлением правительства РФ № 290 от 14.04.2014), слово попросил заместитель генерального директора компании “Трансаэро”. В авиакомпании считают, что если оценка условий труда летного состава и кабинного экипажа гражданской авиации будет проходить не по общим правилам, а по специальным, то авиакомпании понесут большие убытки.

Заместитель генерального директора привел один пример. Чтобы провести спецоценку условий работы пилотов и бортпроводников на дальнемагистральном “Боинге-747”, необходимо обеспечить его полную загрузку; взлет должен проходить с максимально допустимым взлетным весом. А это значит, что надо скомплектовать усиленный экипаж (4 летчика, 18 бортпроводников), максимально загрузить самолет кухонно-буфетным оборудованием, техническими жидкостями, балластом - это 38 тонн мешков с песком, посадить в самолет 150 взрослых пассажиров. Кроме того, залить топлива “под завязку” - 159 тонн. При этом для безопасной посадки 120 тонн топлива необходимо будет выработать, что равносильно 11 часам полета, либо же слить, что является аварийной процедурой при посадке.

Первый замминистра труда Сергей Вельмяйкин пояснил участникам заседания, что представители “Трансаэро” уже неоднократно предлагали оценку условий труда летного состава и кабинного экипажа гражданской авиации проводить по общим правилам, то есть скорректировать постановление правительства № 290, исключив оттуда летчиков и бортпроводников.

- Это предложение появилось в марте 2015 года, когда основные поправки уже были сформированы, поэтому сейчас мы его учесть не можем. Мы могли бы совместно с Минтрансом этот вопрос дополнительно проработать, имея в виду, что к обсуждению обязательно надо подключать профсоюз, который выступает категорически против этого предложения “Трансаэро”, - пояснил замминистра.

Вице-премьер Ольга Голодец предложила еще проработать этот вопрос на площадке Минтруда с привлечением Минтранса и профсоюзов.

ТОЧКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Губернатор Забайкальского края отчитался перед членами РТК в том, почему в его регионе бюджетникам задерживается зарплата. Константин Ильковский сообщил, что задолженность порядка 2 млрд рублей появилась в декабре 2014 года не погашена до сих пор - в бюджете просто не хватает на это средств. По сути, в бюджете края нет денег. Только по зарплатам бюджетников дефицит 5,1 млрд рублей (подробнее об этом читайте здесь).

Однако наиболее критическая ситуация возникнет к лету, когда начнется сезон отпусков. На вопрос председателя профсоюза работников образования и науки Галины Меркуловой, есть ли деньги на выплату отпускных, Константин Ильковский ответил, что, скорее всего, с этим тоже будут проблемы.

В Москву губернатор приехал просить денег у федерального правительства. По оценке Ильковского, ситуацию временно спасут 9,2 млрд рублей из бюджета в виде кредита и специальная дотация “на сбалансированность бюджета” в размере 6 млрд рублей. Однако если регион не попадет в Федеральную целевую программу “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья” (несмотря на название программы, Забайкальского края в ней нет) - то подобные проблемы возникнут снова.

Вице-премьер Ольга Голодец отметила, что такие задержки зарплат бюджетникам недопустимы, и сообщила, что вопрос по ситуации в Забайкальском крае будет рассмотрен на заседании правительства РФ.

* * *

Еще один вопрос, который просто заслушивали, не принимая никакого решения, - о ситуации на рынке труда. Директор департамента занятости населения Минтруда РФ Михаил Кирсанов огласил последние данные. Судя по ним, общая штатная численность людей, находящихся под риском увольнения, - около 8 млн. В Челябинской и Самарской областях, а также в Республике Башкортостан ситуация самая напряженная: там работодатели планируют уволить больше всего работников.

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, по-прежнему составляет около 1 млн, при этом количество вакансий - 1,1 млн. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по России составил 1,3% от численности экономически активного населения, как и в прошлом году. Кирсанов добавил, что “мы активных провалов по безработице не ждем”.

- Мы ведем свои наблюдения по точкам неблагополучия - по отдельным предприятиям. Можно сделать вывод о том, что равномерно, от месяца к месяцу, нарастают долги по зарплате, число уволенных по всем основаниям, число находящихся в режиме неполного рабочего времени и предполагаемых к сокращению, - взяла слово зампред ФНПР Нина Кузьмина. - При этом прослеживается тенденция снижения заработной платы из-за простоев и режима неполного рабочего времени.

По словам Кузьминой, угроза массового высвобождения работников сейчас есть, в частности, на Ростовском заводе гражданской авиации, где 12 мая готовятся закрыть предприятие, и на Орском вагонном заводе: там из 686 человек планируют уволить 652. Примерно 27% точек неблагополучия приходится на высокотехнологичные отрасли - это автомобилестроение, машиностроение. Координатор стороны работодателей Александр Шохин подтвердил, что в чувствительных к спросу отраслях, таких как автомобильная промышленность, работодатели близки к тому, чтобы начать массово сокращать работников.

- Но благодаря совместным действиям социальных партнеров ряд узлов удается развязать: в частности, удалось сохранить рабочие места на Кумертауском авиационном производственном предприятии, - добавила Кузьмина.

Газета "Солидарность"


9 апреля 2015

Возврат к списку

 

Вступить в профсоюз
Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных