Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации

Обращение к и.о. министра здравоохранения РБ по вопросам сокращения должности "заведующий поликлиникой", "заведующий структурным подразделением", "старшая медицинская сестра"

Обращение

и.о. министра здравоохранения Республики Башкортостан

М.В. Забелину

«О позиции профсоюза работников здравоохранения по формированию штатного расписания медицинских организаций»

Уважаемый Максим Васильевич!

      В приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" указано: поликлиника может являться самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, на должность руководителя поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием.

      В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" должность руководителя медицинской организации может быть разного наименования: главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник).

      При условии, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией должность руководителя обозначена как должность главного врача и это отражено в приложении №2 к Приказу №543н - рекомендуемые штатные нормативы поликлиники.

     Поликлиника в качестве структурного подразделения больницы оказывает также, как и самостоятельная поликлиника, первичную медико-санитарную помощь, что включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации и др.

       Ответственность и контроль по оказанию качественных медицинских услуг населению возлагается в большей степени на руководителя - заведующего поликлиникой (поликлиника является структурным подразделением медицинской организации (больницы) – должность руководителя поликлиники отличается от наименования должности главный врач (не может быть двух главных врачей в одной организации).

       В Приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" также предусмотрены должности заведующих отделениями и должности старших медицинских сестер отделений соответственно должностям заведующих отделениями.

      В рекомендуемых штатных нормативах:

- терапевтического отделения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом МЗ РФ от 15.11.2012г. № 923н, минимальное число коек, при которых вводится должность заведующего терапевтическим отделением, составляет 20 коек, а должность старшей медицинской сестры рекомендуется установить независимо от числа коек (независимо от количества коек и численности работников отделения старшая медицинская сестра составляет графики дежурств, отпусков работников, оформляет журнал требований на лекарственные препараты и медицинские изделия, получает их в пункте отпуска, несет материальную ответственность за медицинское оборудование, осуществляет контроль за правильным ведением медицинской документации, за работой среднего и младшего медицинского персонала отделения и др.) ;

    - хирургического отделения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия» (Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 922н) предусмотрена 1 должность заведующего отделением и на 30 коек, 1 должность старшей медицинской сестры на отделение независимо от числа коек;

- инфекционного отделения к Порядку оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях (Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н) 1 должность заведующего отделением на 30 коек, 1 должность старшей медицинской сестры независимо от числа коек;

   - центра профилактики и борьбы со СПИД (Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрены должности заведующих отделениями соответственно количеству отделений и должности старших медицинских сестер соответственно количеству структурных подразделений.

      В соответствии с приказом Минздрава РФ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" предусмотрена должность заведующего клинико – диагностической лабораторией: заведующий клинико – диагностической лабораторией распределяет работу между сотрудниками, осуществляет контроль за работой сотрудников лаборатории, в том числе за качеством проводимых исследований путем проведения внутрилабораторного контроля качества в КДЛ, достоверностью получаемых результатов, аналитической надежностью методов, правильностью ведения документации и др.

       К примеру, также в рекомендуемых штатных нормативах клинико – диагностической лаборатории к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно – сосудистыми заболеваниями (приказ Минздрава России от 15.11.2012г. №918н) и к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «дерматовенерология» (приказ Минздрава России от 15.11.2012г. № 924н) предусмотрены должности заведующих клинико – диагностической лабораторией независимо от числа коек в медицинской организации и от количества штатных должностей в КДЛ.

       Также в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами к Порядкам оказания разных видов оказания медицинской помощи предусмотрены должности заведующих структурными подразделениями, должности старших медицинских сестер.

     Проблем с сохранением в штатном расписании организаций должностей заведующих структурными подразделениями, старших медицинских сестер не должно быть.

     Но в республиканский комитет профсоюза работников здравоохранения поступают обращения от работников, в том числе от административно – управленческого персонала организаций, по поводу не обоснованного сокращения должностей: заведующих структурными подразделениями, старших медицинских сестер.

           Право на утверждение штатного расписания государственного (муниципального) учреждения принадлежит руководителю этого учреждения. Это было определено еще в 1996 году в приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Подпункт е) пункта 8 Типовой формы трудового договора устанавливает, что к полномочиям руководителя относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии)».

          Пункт 32 д) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11) предусматривает самостоятельное утверждение штатного расписания руководителем учреждения.

     В пункте 1.10. «Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства РБ от 13 августа 2015 г. № 311, прописано, что штатное расписание учреждения утверждается его руководителем. При этом должна соблюдаться номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников (в перечне номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников приказа МЗ РФ от 20.12.2012г. №1183н указаны в том числе и должности: заведующий (начальник) структурного подразделения, старшая медицинская сестра).

      Право на утверждение штатного расписания руководителем учреждения закреплено Правительственными документами.

      Таким образом, ограничение прав руководителя государственного (муниципального) учреждения на самостоятельное утверждение штатного расписания учреждения фактически означает нарушение требований трудового законодательства.

     Правомерны ли требования вышестоящих органов по согласованию с ними штатных расписаний? Действующими нормативно – правовыми документами не предусмотрено согласование штатных расписаний с вышестоящими органами.

      В целях   рационального использования недостаточных финансовых ресурсов в организациях неоднократно проводилась оптимизация (сокращение) численности работников или перевод работников из категории медицинский персонал в прочий персонал – в первую очередь это коснулось младшего медицинского персонала. После многочисленных обращений работников Министерство здравоохранения РФ отреагировало на эту проблему письмом от 7 февраля 2018 года № 16 – 3/10/2 – 705 на имя руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья с напоминанием, что: « Трудовой кодекс не предусматривает расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя вследствие несоответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта. Согласно пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса трудовой договор может быть расторгнут в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Трудовой кодекс предоставляет руководителю медицинской организации право самостоятельно принимать решение по формированию структуры организации, определять необходимый численный состав работников организации, в том числе вносить изменения в штатное расписание медицинской организации».

        Организации в рамках своих полномочий должны определить наиболее оптимальную: штатную численность с учетом рекомендуемых штатных нормативов, структуру учреждения, способную обеспечить выполнение поставленных перед ним задач.

        В целях уменьшения социальной напряженности, сохранения кадрового потенциала отрасли здравоохранения участники IX Пленума комитета Республиканской организации Башкортостана профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (19.12.2018г.) обращаются к Вам с просьбой о содействии в разрешении проблем по утверждению штатных расписаний медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством. 


Текст письма можно скачать ЗДЕСЬ.

Возврат к списку